19 апреля в новгородском «Диалоге» Кира Лао представит свой новый альбом «Тревожный опыт». Она говорит об альбоме: «Его главный герой – маленький человек из большого города, который пытается преодолеть депрессию и борется за свое счастье».

Об альбоме и не только Кира Лао рассказала нам в своём интервью.

Слушай, а вот в одной из песен: «Опаздывала на работу – прищемило голову в метро» – это автобиографично, да? Мы тут рыдали всей редакцией.

Вообще, да. Монолог из песни «Маленькая Москва» построен на цитатах из моих дневников. С одной стороны мне хотелось показать изнанку, как устроен мыслительный процесс человека, находящегося в таком состоянии...

Зачем тебе депрессия? Молодой, красивый человек, занимаешься любимым делом…

Зачем мне депрессия? Как будто бы я могу выбирать: так, а не впасть ли мне сегодня в депрессию? Ты же не можешь сознательно хотеть сломать себе руку — это результат стечения обстоятельств. Депрессия — это как «внутренний перелом». Очень хочется, чтобы это слово перестали использовать как синоним «плохого настроения». К сожалению, не многие понимают, что депрессия — это болезнь, которая не лечится за один день и даже за пару недель. И если быть честной, свою проблему я тоже долгое время не замечала, пока однажды мне официально не поставили этот диагноз. Это работает так, что «плохо» начинает восприниматься, как нормально, тело посылает тревожные звоночки, но ты их игнорируешь. Даже буквально. Например, когда, ты в депрессии, очень сложно вставать по утрам, ты переставляешь будильник попозже на 5 минут, потом на 10, на 15 и так может длиться несколько часов. Раньше я могла на протяжении двух часов спать рядом с непрерывно звонящим будильником. Трансформация происходила постепенно, и я не заметила, как впала в депрессию и начала воспринимать её как черту своего характера. 

Но сейчас-то всё иначе?

Может быть… Однозначно – лучше, чем было. Если вдаваться в физиологические подробности, то у депрессии очень много разновидностей, мой случай, это – соматическая депрессия, она выражается в том, что из-за своего внутреннего эмоционального состояния, постоянного стресса, я могу испытывать сильные физические боли. Сейчас такое стало происходить реже — и это плюс. Мне однажды понадобилось пересмотреть мультфильм про Винни Пуха, который я не видела с детства. И я вдруг поняла, что ослик Иа – это моё alter ego. Это мне помогло подняться над своим нытьём. И в этой песне «Маленькая Москва» я говорила о каких-то очень больных вещах. И хотела всё довести до абсурда, чтобы было настолько грустно, что уже даже смешно, и через смех отпустить проблему. 

А вот в первой песне упоминаются «Омск» и «гроб» – это отсылки к Летову?

В какой-то мере, да. Когда я играла рок, Летов был тем, кто задавал планку, к которой хотелось хоть чуть-чуть приблизиться. Сейчас мое отношение к року как к музыкальному жанру изменилось. Но подобная энергетика меня по-прежнему привлекает и я нахожу её в театре, в рэпе

«Кира Лао» – это сейчас группа или сольный проект?

Название прежнее, но играю я одна. Мне хотелось прийти к тому, чтобы не зависеть от других музыкантов. Альбом тоже делала в одиночку, начиная от непосредственно звукозаписи до аранжировок. Только голос записывался в Великом Новгороде на студии Сергея Лятавского. А еще сведение и мастеринг я доверила своему другу Михаилу Мясоедову. Потому что это отдельная наука.

И выступать в Великом Новгороде будешь одна?

Да. Но это будет не совсем обычный концерт, а перфоманс, своеобразный моноспектакль.

Вот ты говоришь о маленьком человеке в большом городе. Мне знакомый другого новгородского музыканта, который тоже когда-то уехал покорять Москву, рассказывал, как они выходили на какую-то толкучку наниматься на работу. А потом пилили деревья. А у тебя как было?

Когда в 2010 году у группы дела пошли в гору, возникла мысль, что ради дальнейшего развития нужно перебираться в столицу. Но само решение мною было принято спонтанно. Я понятия не имела, сколько нужно зарабатывать, чтобы нормально жить в Москве. И один чувак предложил мне работу в небольшом клубе. До отъезда я занималась организацией концертов в Новгороде и с удовольствием откликнулась на вакансию. Но на деле оказалось, что я была просто администратором (следила за работой барменов, встречала музыкантов, ездила печатать афиши), у меня была возможность ставить в сетку свои мероприятия, но на них я почти ничего не зарабатывала, а моя ставка едва покрывала аренду жилья. В итоге мне пришлось первое время подрабатывать в том же месте официанткой, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Так я продержалась полгода. Очень не хотела идти на фуллтайм в офис. Боялась, что не останется время на музыку. Но через какое-то время все таки пришлось это сделать и я устроилась по профессии в РИА «Новости».

Сейчас журналистикой уже не занимаешься?

Нет. Разве что иногда по работе приходится писать статьи о том, как выбрать керамическую плитку на Houzz.

Когда мы сговаривались об интервью, выяснилось, что у тебя совсем нет времени: тут и концерт, и диплом, и ещё что-то. По-моему, можно позавидовать.

При работе на фрилансе сложно выстраивать какой-то график, постоянно что-то случается не тогда, когда надо. Вот, сегодня в большом театре церемония премии «Золотая маска» и номинирован в пяти номинациях спектакль «Сорок», к которому я написала музыку. А завтра у меня защита диплома в Школе современного искусства. И я буду готовиться к ней. Мне нужно закончить свой проект — химический синтезатор. Послезавтра – концерт в Питере, на другой день – в Новгороде. Конечно, всё это здорово, но иногда организм просто вопит: хватит!

Как появился твой псевдоним?

Ой, это совсем неинтересная история. Был у меня лет в пятнадцать друг, который себя называл Дзэн, а меня – Лао. Потом я под этим псевдонимом вела передачу на новгородском «Молодом канале».

Ты помнишь тот момент, когда впервые захотела заниматься музыкой?

Сколько себя помню – у меня не было каких-то сомнений на счёт того, чем я хочу заниматься. В раннем детстве, на Камчатке, мы были в гостях у одной женщины, у которой было фортепиано. И мне очень понравилось перебирать клавиши в самом верхнем регистре. Мне казалось, что звук очень похож на капли дождя. Потом мне купили маленькое электронное пианино. И я пыталась на нём на слух подобрать мелодию из сериала «Твин Пикс». У меня не получалось, я бесилась. Потом меня отдали в музыкальную школу.

Так ты с Камчатки?

Да, но я там прожила недолго. В пять лет мама меня перевезла в Новгород. И так получилось, что в этом году на тридцатилетие мама мне подарила билеты на Камчатку, где я не была двадцать пять лет. В июле мы туда полетим. У меня что-то осталось из детских ощущений от камчатской природы. А глядя на фотографии я думаю, что там – просто космос.

Фото: Катя Пряник, Константин Чалабов, Андрей Николаев

Сергей Летов: «Поклонники «Гражданской обороны» были самой неприятной публикой»
 
Мара: «Революции мы не допустим!»