Новгородская рок-группа презентовала свой первый альбом. 

«Рыжий слева» – прогрессивный новгородский музыкальный коллектив, который представляет собой небольшой оркестр. Здесь струнные, ударные, духовые, есть даже бэк-вокал помимо основного, что не часто встречается в нашем небольшом городке. По сути, это рок-группа, которая экспериментирует с жанрами в широчайшем диапазоне: от авторской песни, хулиганской песни до диско и фанка, от блюза и джаза до панка, хардкора и металла. Тексты лидера проекта Ильи «Тощего» Овечкина изобилуют драматическими сюжетами и чёрным юмором, хотя ему не чужды сочинения в лучших традициях Окуджавы и Галича.

После появления группы «Ленинград» по всей стране начали возникать подражатели, злоупотребляющие крепкими выражениями, пропагандирующие пьянство, наркоманию, разврат и откровенную содомию. Это, пожалуй, одна из немногих групп, которая избирательно и экономно использует мат для усиления художественного эффекта. Кроме того, коллектив вообще не похож на группу Сергея Шнурова и успешно существовал под другими названиями до всероссийского триумфа «Ленинграда». Это некое отдельное явление. Здесь стёб и чернуха уживаются с романтическими балладами и авторской песней, нецензурная лексика гармонично сосуществует с житейской мудростью и качественным юмором. Это творческий винегрет. Назвать его невкусным или банальным – язык не поворачивается, попросту нельзя. Он совершенно точно приготовлен с любовью и чувством, для гурманов, да и для простых слушателей тоже.

На днях группа «Рыжий слева» презентовала свой первый, долгожданный альбом под названием «Советские дети». Как вы уже поняли, коллективу больше десяти лет. Тем более загадочным представляется то обстоятельство, что дебютный альбом вышел лишь сейчас, спустя годы. Пожалуй, сборник песен «Советские дети» смело может претендовать на звание самого долго записываемого новгородского альбома.

С названием коллектива всё просто: бас-гитарист группы Данил Верещага – рыжеволосый парень, на сцене всегда располагается слева.

Обо всём этом, о творчестве в целом и о мате в песнях в частности – беседуем с лидером проекта Ильёй Овечкиным. 

Илья, сколько лет коллективу?

– В этом году разменяли первый десяток. Как-то в середине июня 2009 года Илья Анкудинов попросил меня поджемовать в «Стерео-Баре»: заявленный коллектив не смог приехать, а предупредили об этом за пару часов до выступления. Нужно было срочно найти замену. Я позвонил знакомым музыкантам и мы с ними, буквально за считанные минуты, разобрали почти часовую программу. Большинство тех песен были придуманы мной для застолья с друзьями по музыкальному цеху, а не для всеобщего услышания. Что меня сподвигло их исполнить для широкой публики, честно говоря, не знаю. Но людям пришлись по вкусу. И пошло – поехало. 

А сколько лет этим песням?

– Сколько лет моим песням... Сложно сказать. Некоторые, не вошедшие в альбом, живут лет 15, иные совсем свежие. Ну, а на альбоме представлены композиции как созданные при формировании коллектива, так и песни, написанные сравнительно недавно (по моим застойным меркам). 

Почему альбом появился только сейчас?

– Появился альбом, конечно же, поздно, но постарайтесь нас понять: 70% группы не профессиональные музыканты и их работа, быт и прочее мешают превратить группу в коммерчески успешную. Всё течёт и развивается произвольно, естественным образом и это имеет свои плюсы. Импровизация – наше всё. 

Где записывали?

– По записи целая эпопея: часть – у небезызвестного Артёма Долины (звукорежиссёр Новгородской областной филармонии, музыкант*), остальное – у весьма опытного, заслуженного, я бы сказал, и, вообще, очень востребованного на сегодняшний день звукорежиссёра Сержа Лятавского, в музыкальных кругах его все знают. 

Кто принял участие в записи?

– Ваш покорный слуга – вокал и бэки, Дима Яровиков прописал гитары, а также вокал в бонус-трэке. Даня Верещага (он же «Рыжий», он же «Слева») – бас-гитару. Анатолий Пронькин – трубу и гитарное соло в композиции «Пацанчики». Аня Никифорова – саксофон, Николай «дядя Коля» Сизов – трамбон, Илья Крапивка – барабаны, Александр «Ворчун» Семёнов – перкуссию и бэки. 

Совмещение разных жанров в рамках одного альбома, почему так? И вообще, что это: случайность или замысел, поиск или уже итог?

– Нам хотелось сделать некий музыкально-поколенческий срез: мол, а что дети, рождённые ещё в союзе, слушали. Ну, и мы, в первую очередь, обратились к себе самим. Выяснилось, что практически всё: от панка до джаза, от дворового романса до тяжёлого металла. Ну, и постарались это в песнях раскрыть. 

Нельзя не обратить внимания на крайне интересные иллюстрации и вообще подход к оформлению диска. Кто автор рисунков, дизайнер обложки?

– Автор обложки Виктор Митрофанов – наш старинный друг и поклонник. 

Довольны ли вы сами тем, что получилось? Что особенно удалось, на ваш взгляд?

– Конечно довольны. Но, как и у любого музыканта, сперва были сомнения: а может чего-то не хватает, может что-то дописать, переписать (что, в принципе, и делалось). Однако общим собранием было решено, что всё замечательно и пора презентовать. А все остальные идеи и помыслы оставим на следующий альбом. Какую-то отдельную песню выделить? Сложный выбор. «Платье», наверное. С ней больше всего возни было, – улыбается Илья. 

Какую песню лучше всего послушать меломану, который впервые столкнулся с вашим творчеством, чтобы получить наиболее объективное представление о группе «Рыжий слева»?

– «Спасатели Малибу». 

Я вот задал вопрос, а потом понял, что слушать нужно всё, ибо все песни разные… Очень интересно, что вы читаете, что слушаете: какие книги, какая музыка вас вдохновляют или ещё как-то способствуют созиданию?

– Литературу читаем разную: от технической до бульварной. За всех не скажу, а про себя, пожалуйста. Кафка, Ницше, ранний Фома Аквинский. Ха-ха! А для души – Шекли, Гаррисон, Урсула Ле Гуин, Оруэлл, Ерофеев, Шукшин, Достоевский, Лев Толстой, Алексей Толстой, Ефремов, Стругацкие и многое другое. Вот Акунина для себя открыл, зашло. А вот Даня Верещага от Стивена Кинга тащится. Музыкальные пристрастия ещё более разнообразны. Главное, чтоб музыка хорошая, добрая была, как у «Cannibal Corpse», например! 

Что думаете об употреблении крепких выражений в творчестве? Какую цель преследуете непосредственно вы, когда вставляете «особые слова» в тексты песен?

– Особые слова… Я стараюсь использовать мат крайне аккуратно. Это же приправа, чтоб ёмче выражение было. Иногда без скабрёзности никак, но и злоупотреблять этим не стоит. 

Какова целевая аудитория альбома, на ваш взгляд?

– Целевая аудитория «16+», хотя мне кажется, что нас слушают и с более раннего возраста. В альбоме всё относительно: есть песни и для юного поколения, а есть для нас, «олдовых мэнов». 

Даёте ли вы слушать свои песни вашему сынишке? Если да, как он на них реагирует?

– Под гитару играл ему некоторые песни, он пока не «втыкает», мал ещё… 

И в завершении нашего общения скажите, пожалуйста, что хотелось бы сказать, пожелать читателям издания «ВНовгороде.ру»?

– Хочу процитировать Юрия Шевчука, его пожелание новгородцам в завершении концерта 1999 года в рамках тура в поддержку альбома «Мир номер ноль»: хорошего урожая картошки вам в этом году. 

Фото Дмитрия Демидова, изображения из архива Ильи Овечкина