С 12 по 16 апреля в Великом Новгороде состоится XV Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/Kingfestival. О том, чем удивит зрителей нынешняя «Царь-Сказка», и как живётся новгородскому театру для детей и молодёжи в Год, собственно, театра, нам рассказывает художественный руководитель «Малого» Надежда Алексеева.

Сказать, что работа по подготовке юбилейного фестиваля кипит – ничего не сказать, впрочем, верно и то, что это процесс, у которого нет ни начала, ни конца: думать о новом фестивале в театре «Малый» начинают едва ли не тотчас по завершении предыдущего. Два года идёт отбор театров-участников и спектаклей, продолжаются переговоры и поиск возможностей привезти театральные труппы из разных уголков мира на площадки Великого Новгорода, не всегда отвечающие техническим требованиям современной сцены.

Фестивальная логистика могла бы стать примером, как выражается Алексеева, «заорганизованности»: каждый день на «Царь-Сказке» присутствует более 200 гостей и участников – постоянно кто-то приезжает, кто-то уезжает. Необходимо чёткое понимание того, как перемещаются фестивальные команды, где какой спектакль монтируется, где проходят лекции, а где ещё можно достать билетик.

 пресс

Тем более удивительно, что организаторы фестиваля – это всего 10 человек. Конечно, не считая волонтёров, а также переводчиков, которые будут помогать иностранным и русским гостям наладить культурный диалог. Волонтёры помогут зрителям быстро сориентироваться в зале, а специальные дежурные будут встречать артистов в аэропорту Пулково.

За пять дней на сценах театра «Малый», театра драмы и областной филармонии будет показано более двадцати спектаклей. При этом Надежда Алексеева напоминает, что фестиваль знакомит зрителя не только со взрослой, но и с детской программой, и советует обращать внимание на рекомендуемый возрастной рейтинг спектаклей.

В детской программе будет представлено несколько русских театров. Так, спектакль по мотивам карельских сказок «Сын-медведь» покажет Государственный Национальный театр Республики Карелия:

Мы живём в одной стране и совсем недалеко от Петрозаводска, но совсем не знаем их сказок, а местный колорит крайне интересен, потому что ребёнок узнает совершенно новые вещи. Например, у нас Щелкунчик, а у них Деревянный медведь.

Интересную версию современной пьесы «Когда я была маленьким мальчиком» покажет культурный центр им. Вс. Мейерхольда:

С публикой идёт практически прямой диалог, а фантазирование актёров соприкасается с самоидентификацией юного человека, который узнаёт во взрослых артистах своё детство. Этот эффект узнавания очень важен для маленького зрителя.

«Близко-близко» шведской театральной компании ZebraDans – и спектакль, и мастер-класс на тему современного танца о доверии друг другу, открытом общении и преодолении внутренних границ.

Это, казалось бы, взрослая тема. Но открытость миру рождается ещё в детстве.

saytblizko

Французский «Красный шарик» компании «Balle Rouge» – это, по словам Алексеевой, театральный бестселлер:

Шедевральная работа аккордеониста и объектов, превращающихся в людей, ситуации, любовь, утрату, одиночество. Фантасмагория красного шара, который из маленького становится гигантским, обнимая всех.

baller56ouge

В первый день фестиваля зрители увидят спектакль-лауреат «Золотой маски» Упсала-цирка (Санкт-Петрбург) «Я Басё»:

Режиссёр Яна Тумина вплетает цирковые элементы в сюжет так, что мы не замечаем, как цирк превращается в театр. Японские поэзия и мировосприятие делают спектакль бесконечно красивым и трогательным. Я очень горда тем, что он вошёл в афишу нашего фестиваля.

YA Basyo Danila Husainov 6

Современный танец представит театр из города-побратима Великого Новгорода Билефельда (Германия). В спектакле «Новые границы» шведский хореограф Фабиан Уикс вместе с танцевальной труппой исследует, как границы пространства влияют на танец, и в то же время, как само пространство может быть преобразовано через движение тел актеров.

sayt

Компания Шрикиз из Франции («Начало») через дерзкую эстетику хип-хопа создаёт спектакль, посвященный месту человека во вселенной и процессу сотворения как причастности божественному акту творчества.

kingfestival афиша А3Если на прошлой «Царь-Сказке» вам полюбился португальский «Макбет», то вы сможете оценить и эстонского «Гамлета» Piip and Tuut Theatre с вкраплениями иллюзий и юмора.

Кукольный, но «запредельно взрослый» спектакль поставил прославленный нидерландский режиссёр Дуда Пайва. Это современная интерпретация пьесы Райниса «Золотой конь» – провокационная и нашумевшая работа.

Это, разумеется, далеко не вся афиша фестиваля, как всегда причудливая и многогранная. По словам Надежды Алексеевой, ей любопытно, как фестивальная публика примет «Каштанку» немецкого театра Mummpitz, в постановке которого знакомая нам история обрела почти брехтовские черты.

Актриса, писатель и театральный продюсер Эстер де Кёнинг из Нидерландов известна своими откровенными, трагикомическими постановками для подростков и взрослых. Она покажет абсурдный, смешной, выразительный и трогательный спектакль «Пинг», а также прочитает TED-лекцию «Суперкраткий курс комедии» в рамках фестивального проекта «Лекторий». Надо сказать, что это первая лекция участника сверхпопулярного проекта TED (Technology, Entertainment, Design – в вольном изложении «Наука, Искусство, Культура») в Великом Новгороде.

gbyu cfqn

Проектом «Лекторий» фестиваль отвечает требованиям сегодняшнего дня, когда лекции стали модным форматом – интересным и информативным.

Театральный критик, профессор (Санкт-Петербург) Елена Горфункель расскажет о Бертольте Брехте в современных интерпретациях: у Любимова, Товстоногова, Бутусова… Лекцию о современном театре кукол прочитает театральный критик, кандидат искусствоведения (Москва) Алексей Гончаренко. О том, как постдраматический театр переосмысляет драматургию классика латышской литературы Райниса – начиная со шведа Ларша Рудольфссона и заканчивая Кириллом Серебрянниковым – расскажет театральный критик, главный редактор журнала «Театральный вестник» (Рига, Латвия) Эдит Тишейзере.

Его называют латышским Чеховым – это нежный, ёмкий писатель, который, к сожалению, стал уходить из нашей программы, – отмечает худрук «Малого».

Шеф-редактор журнала «Ваш досуг», анонимный театральный критик и блогер, известный под псевдонимом Inner Emigrant (Москва) представит лекцию «Политика зрителя: зачем мы здесь?»

Это новое поколение критики, – считает Алексеева. – Лекция провокативная и ставит вопросы: насколько токсичен сегодня театр? Насколько я нужен театру, а театр нужен мне? Как стираются границы между смотрящими и создающими? Иногда зритель хочет задать эти вопросы, но не знает, как их сформулировать.

На реплику о том, что современный театр часто упрекают в том, что он замыкается в себе и как будто не слишком нуждается в публике, Надежда Алексеева отвечает ёмко:

Зритель должен быть активным. Искусство выводит нас из зоны комфорта – для этого оно и создано. Мы работаем не в сфере услуг, а в сфере отражения реальности, в которой творятся смыслы, формируются вопросы. Это не всегда радостное переживание, но всегда эмоциональное. И задача театра – развивать эмоциональный интеллект.

Мы очень много знаем, но пока это только информация, а опытом это знание становится только тогда, когда проходишь через сопереживание. И театр – это самое безопасное место, где можно получить такой опыт.

Многие спектакли пройдут на иностранном языке, но Надежда Алексеева призывает не бояться этого – будут субтитры:

Я предпочитаю смотреть многие фильмы на родном языке с субтитрами, чтобы слышать, как говорит актёр. Например, артисты Латвийского театра кукол свободно говорят на английском языке, а русский им пришлось бы учить. Мы решили, что пусть лучше это будет английский, который позволит точно передать интонацию.

Другое решение найдено для спектакля из Дании «Соло для двоих»: артист театра «Малый» Олег Зверев выйдет на сцену вместе с театром «Батида» и «адаптирует» эту историю для русской аудитории.

Ny Solo 3

Новгородцы покажут на фестивале «Лебединое озеро». В 2017 году эта работа была отмечена призом «Лучший спектакль экспериментального театра» Международного театрального фестиваля «Рождественский парад» в Санкт-Петербурге.

Программа получилась довольно экзотической, ироничной. Все спектакли обладают определённой долей ностальгии, и все они имеют очень интересную форму: вы удивитесь, как это можно было придумать, – отмечает Надежда Алексеева. – По форме, яркости, выразительности – это какой-то праздник, очищающая, освобождающая игра.

Несмотря на предфестивальные хлопоты, актуальной для «Малого» остаётся тема грядущей реконструкции. Как ожидается, вопрос с выделением средств на неё будет положительно решён уже в ближайшее время. В таком случае реконструкция начнётся следующей весной, а вместе с ней предстоит временный переезд не только труппы, но музыкальной школы, занимающей верхние этажи здания, в другое пространство, которое пока не найдено.

Понятно, что такая перспектива не радует учеников школы и их родителей. Но необходимость переезда обусловлена, в первую очередь, тем, что находиться у здания, где развернётся стройплощадка, будет просто небезопасно. При этом реконструкция не является капризом театра – к «Малому» давно предъявляет претензии пожарная инспекция, вызывает вопросы и общее состояние здания 1985 года постройки, по стенам которого идут трещины – а капитального ремонта здесь ни разу не было.

В театре надеются, что вынужденный переезд станет возможностью не просто куда-то сложить декорации и реквизит, но и продолжить творческую жизнь труппы, сохранить репертуар и работу многочисленных цехов:

Для этого потребуется большой творческий подход, большая воля всех, начиная от мэра, заканчивая нашими чиновниками и нами самими. Мы можем ездить и выступать, но должно быть место, где спектакли создаются.

Как поясняет Алексеева, реконструкция повлечёт за собой не только увеличение площадей театра, но и появление дискуссионного клуба для молодёжи, многофункционального фойе с профессионально оформленными выставками, малых залов для детских спектаклей. В конце концов, театр сможет параллельно репетировать и играть спектакли, что невозможно в нынешних условиях – все монтировки идут по ночам. У артистов появятся гримёрки, можно будет обеспечить безопасность хранения декораций и «подтянуть» техническое оснащение театра, сделать сцену трансформируемой.

Большим театром мы точно не станем, но появится возможность играть для зрителей разных возрастов, ставить перформансы и драматические спектакли, проводить совместные мероприятия: выставки, концерты и дискуссионные вечера… Театр должен быть максимально заточен на просветительскую деятельность.

Год театра «Малый» отмечает совместными проектами с новгородскими музеями. 27 марта перформансом будет ознаменовано закрытие выставки «Мы созданы из вещества того же, что и наши сны...» в Музее изобразительных искусств, посетители которой оказываются в пространствах четырёх спектаклей театра по пьесам Уильяма Шекспира. В Музее художественной культуры Новгородской земли откроется выставка «Печальный Пушкин», в основу которой также лягут спектакли «Малого» по произведениям русского классика.

Из года в год перед нами всегда стоит задача меняться, изобретать, идти дальше. Мы рады сотрудничеству с новгородскими музеями, готовы выйти в люди, и если завтра к нам придёт «Лента» и скажет: «мы хотим спектакль», я с удовольствием его сделаю и даже пьесу напишу. Это интересно, когда театру предлагают пространство, в котором он может зазвучать особым образом.

По мнению Алексеевой, Год театра скорее стал поводом для государства задуматься о том, в каком состоянии находится эта сфера искусства:

Несмотря на тяжёлые условия, мы всё равно пытаемся заниматься своим делом и любить то, что мы делаем. Но подчас очень не хватает внимания власти. Это одна из важных проблем общества – его культурный уровень. У нас ведь человеку старше 17 лет – разве есть куда пойти? Эта работа не поддерживается ни материально, ни морально.

А молодёжь выбирает жить там, где есть жизнь – и это не только работа. Поэтому город, чтобы не постареть, должен все силы бросить на молодёжь. И в том числе, на её досуг.

Фото предоставлено огранизаторами фестиваля «Царь-Сказка»/Kingfestival