Видите главную местную достопримечательность – новгородский Кремль? Нет?! А он есть! Но о нём ниже... А пока о том, как автомобили в Великом Новгороде ещё не стали роскошью, но перестали  быть средством передвижения.

Впервые на излёте первой десятилетки водительского стажа мне захотелось бросить руль, выйти из машины и закрыв её… нет, не пойти поплакать, несмотря на то, что я девочка. А пойти пешком, став безлошадной до весны.

Эта зима действительно стала проверкой на прочность для многих регионов России: утопает в снегу Коми, Карелия, Петербург и Москва. Плачут в соцсетях и новгородцы. Но я, как человек, имеющий некое представление о состоянии бюджета областного центра, прекрасно понимаю – денег мало, казна трещит по швам от раздирающих первоочередных задач и потому держалась до последнего. Представляете, в эту снежную зиму я умудрилась застрять всего три раза! Одно из эпичных снежных утоплений случилось аккурат в день большой пресс-конференции губернатора.

– Приезжайте, пожалуйста, пораньше! Мы всех вкусным кофе напоим и на места в зале рассадим, – просил меня нежный голос знакомого пресс-секретаря накануне мероприятия.

– Хорошо, буду, – вежливо пообещала я и, дабы не подвести коллег по ту сторону правительства, решила, что поработаю в этот день из дома и заранее отправлюсь на мероприятие. Но не тут-то было. Моя прежде державшаяся ласточка провезла меня считанные полтора метра с места стоянки и наглухо завязла в снежной каше на подступах к проезжей части.

− Твою ж…. маковку, – пронеслось решительно в моей голове и уже менее уверенно, – только не сегодня, ну, пожалуйста! Помучав немного машину, я уже мысленно готовилась к тому, что брошу её в неприглядной позе поперёк парковки и побегу до автобусной остановки или вызову по «сиреневой» цене такси.

Но на моё счастье по труднопроходимой проезжей части двора проползал довольно древний ВАЗ. Не долго думая, я выпорхнула на колею и замахала руками аки крыльями. Молодой парнишка ударил по тормозам и вышел из машины с гордым видом – было видно, что он дело знает и вытащил из снежного плена не одного нуждающегося. Без лишних разговоров под мой неловкий щебет он выудил из недр багажника трос, прицепил меня и, дав несколько ценных указаний, полез за баранку своего автомобиля. Сказать, что моя «шкода» сопротивлялась – не сказать ничего. Колёса мылили по льду, раскидывая снег во все стороны. Надрывный рык «Октавии» раздавался по всей округе. Но мы не продвигались ни на сантиметр. Казалось, что углубления лишь становятся похожими на Марианские. Трос не выдержал раньше, чем мои нервы. Пока мой спаситель вязал морские узлы на лопнувшей верёвке, к нам подошёл ещё один неравнодушный участник битвы за освобождение. Сосед проинструктировал меня насчёт антипробуксовочной системы и принялся крошить ледяные бортики ямы, в которой я засела. Долго ли коротко, мы справились.

Надо ли думать, что подъезжая к месту проведения пресс-конференции, я думала не о том, что появлюсь позже всех коллег аккурат с высокопоставленным чиновником, а о том, где мне придётся парковаться и как я буду выбираться обратно…

Видимо негодование было настолько сильным, что в начале мероприятия в зале, откуда велась трансляция, даже потух свет на несколько минут. Ладно, шучу, это совпадение и я тут не причём. Но если серьёзно, главный вопрос, который вертелся в моей голове, это далеко не инвестиции, о которых я в итоге спросила. Мысль, которая не покидала меня на протяжении всего общения Никитина с прессой, это желание спросить, а не хочет ли наш регионоправитель подсобить столице региона. Ну показал же он, как надо ёлку наряжать. Вот взял, говорят, собрал бизнесменов, и скинулись они на новые красивые украшения, которыми всё новогодье жители и гости города наслаждались. А тут взял бы, да и выгнал подчинённых с лопатами показательно на денёк из тёплых кабинетов, и ещё предпринимателей бы замотивировал на тракторы-снегоуборщики скинуться. Ну а что? Ой, как бы стыдно стало тем, кто это должен делать качественно, да не справляется. Зато нам, рядовым горожанам, как бы здорово стало, как бы хорошо.

Представляю, как нахохлились и фыркнули сейчас упомянутые чиновники. Ну а что? Раз дороги у нас такие, что деятели культуры с лопатами выходят, как заправские ездовые инженеры из Простоквашина, почему бы и чиновникам не выйти? Если про деятелей искусства не в курсе – расскажу сейчас.

В середине января театр для детей и молодёжи «Малый» столкнулся с необходимостью убирать снег на территории площадью 1 500 квадратных метров перед своим зданием. В прошлые годы справляться с этой задачей муниципальному театру помогал «Сбербанк», здание которого построено рядом. Ещё в середине декабря художественный руководитель театра Надежда Алексеева обратилась с письмом к мэру Великого Новгорода. По её мнению, обязывать муниципальное учреждение, детский театр самостоятельно убирать такой большой участок, как минимум, смешно. Однако на днях руководителю театра пришёл ответ за подписью вице-мэра Владимира Ерёмина о том, что выполнить уборку участка не представляется возможным. Как рассудили в мэрии, площадь находится в оперативном управлении «Малого», и расходование средств бюджета Великого Новгорода на уборку этого участка стало бы нецелевым использованием денег.

Развели в театре руками, да наняли трактор, который площадь расчистил. Да вот вывезти снежные кучи – театру оказалось не по карману. И пока навезённые барханы служили горками для местной детворы, руководство театра получило новые бумаги. Оказалось, что бдительные сотрудники КАУ, оно же контрольно-административное управление, во время объезда объектов снежные горы заметили и предупреждение театру направили, что за такие проделки-недоделки театр может и штраф схлопотать.

Можно, конечно, долго рассуждать, кто, что и когда должен делать. Но иногда, на мой взгляд, нужно просто встать и сделать. Помочь откопаться застрявшему соседу, пригнать или оплатить трактор любимому театру, прийти с лопатой на площадку к садику… а то получается как с субботниками в городе – 100 человек выходят убираться, а остальные 100 тысяч сидят у компа и возмущаются «Мэр не мэрствует…. Управляйки не управляют». А тем временем по другую сторону океана один пацан прославился тем, что взял в руки совочек и пошёл им налево-направо махать. Юный житель Торонто наравне со взрослыми вышел после одного из снегопадов на помощь коммунальщикам. Да, в Штатах тоже оперативно не справляются с проделками небесной канцелярии. Так вот, видео, на котором уставший американский школьник тяжко вздыхает после махания лопатой, завирусилось и набрало миллионы просмотров в Твиттере.

Сегодня мы все − этот Картер Троццоло! «Я слышу тебя, малыш. Я чувствую себя так же». Чувствую, сегодня после работы вместо поездки в спортзал придётся вытащить из багажника машины лопату и отправиться на снежное кардио.

А что до упомянутого Кремля, думается, локдауны и полузакрытые границы по всему миру нам только на руку. В противном случае, иностранные туристы бы не поняли русского юмора. Завязая на тротуарах или сидя в буксующих такси, они бы снимали видео про Родину Российской государственности и снабжали бы его комментариями про балалайки, медведей и прочие штампы про русские традиции не убираться до весны.

Но это всё, конечно, лирика. Тем временем предстоящей ночью, с 31 января на 1 февраля, местами по Новгородской области ожидается сильный снег. То есть то, что творилось последние пару дней, было цветочками. Поэтому, земляки, на коммунальщиков надеемся, а сами не плошаем! Ай да на расчистку снежных заносов.

Довели. Убежать от ковида или Почему новгородцы не учатся на чужих ошибках
 
Довели. Бей своих, чтобы чужие боялись: почему угрозы губернатора выглядят избирательными?