Огромное количество красочных, сочных, добрых и восторженных эпитетов всплывает в сознании, когда оказываешься на концерте музыкального театра «Водевиль». Репертуар, сюжет, костюмы, артисты, исполнение – на весьма приличном уровне. А главное – всё в совокупности впечатляет и трогает. 

К сожалению, театр можно увидеть на большой сцене не так часто, как хотелось бы, но ближайший концерт состоится совсем скоро, 16 февраля – в субботу в 18 часов в ДКМ «Город», поэтому трудно удержаться и не узнать из первых рук о предстоящем событии. 

Сегодня беседуем с душой коллектива, художественным руководителем музыкального театра Ольгой Курзиной

Ольга Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о концерте «Водевиль шоу».

- Это концерт. Но! «Водевиль» невозможен без театрализации, а посему – это театрализованный концерт. И ещё раз: но! «Сухая» театрализация – тоже не наш вариант. И поэтому – шоу. Но!!! Мы не модные... Так как в своих выступлениях не используем популярные приёмы и эффекты: – пресные или приторные песни; – ненормативную лексику; – плюсовые и дабл-трек фонограммы... Что же будет? А будет всего понемногу: лёгкий юмор, сатира, мгновения грусти, магия, драйв и даже атмосфера карнавала! Вот такой сложный коктейль. В концерте прозвучат (как это уже привычно для нашего зрителя) песни разных жанров и стилей! И мы сохраняем постоянство в своей любви к мюзиклу, рок-н-роллу, джазу и блюзу! Этим и порадуем наших любимых зрителей! 

Как протекает процесс подготовки, сложен ли он, много ли людей задействовано?

- Мы же понимаем, что само мероприятие – только вершина айсберга. А вот та самая трудная, самая тяжёлая, иногда мучительно обязательная работа – скрыта от глаз. Это поиск материала, работа над сценарием, осмысление и воплощение музыкального наполнения действа, разработка и пошив костюмов (нам в этот раз очень помогла Татьяна Михайловна Анашкина), реквизит, создание видео ряда (вклад Эмиля Касумова) и многое другое... И репетиции – тоже сложные процессы, но именно они приносят радость и удовольствие! Автор афиш у нас постоянный – любим мы этого художника и не хотим никого другого – Ольга Павлова. Сложно недооценить громадную помощь (тоже не первый год) рекламно-производственной компании «Крафт». 

А сколько артистов участвует в шоу? Мне кажется, что можно перечислить всех, поскольку театру уже более 15 лет, дано столько концертов, столько радости принесено слушателям; опытные участники «Водевиля» вживаются в образы так, что мурашки бегают по коже, а сейчас появились ещё и молодые талантливые артисты, которые обращают на себя внимание публики; другими словами – коллектив этого заслуживает, заслуживает каждый актёр театра, на мой взгляд.

- Вы знаете, список артистов – он большой! Наталья Жемчужина, Иван Смирнов, Илья Макаров, Александра Гостренко, Ксения Траулько, Эмиль Касумов, Степан Дмитриев, Виолетта Васильева, Лидия Истратова, Антон Абрамов, Дмитрий Андрющенко, Юлия Паршина, Александра Степониденко, Евгения Дмитриева, Мария Малова, Мария Медведева, Ирина Кузьмина, Максим Савейко, Алина Круглова, София Баженкова, Екатерина Борискина, Полина Михайлова, Александра Кондратьева, Екатерина Шульц, Светлана Мельникова. Вот так! 

Расскажите, пожалуйста, чуть больше об аудитории, которую собирает коллектив. А также о театре, подготовке артистов и том, что сегодня волнует и занимает.

- Нам приходит музыкально образованный зритель. И это не обязательно профессиональные музыканты. Среди них много любителей музыки, знающей её, с большим музыкальным кругозором и часто – единомышленники. Среди артистов театра – практически все с музыкальным образованием. И начинали они с азов, с музыкальной школы. Многие из них, во время учёбы пеняли, жаловались на то, что надо заниматься, тратить на это своё драгоценное детское время, учить этюды, гаммы и, конечно, сольфеджио. А ведь именно сольфеджио и становится для каждого артиста необходимым, когда он попадает в «Водевиль».

Когда мы создаём ансамблевые номера, мы делаем это быстро и качественно – благодаря сольфеджио! Я даже напоминаю (а иногда и открываю вновь) ребятам не просто аккорды, а гармонические последовательности и сами правила их построения! И как же нас радует в процессе работы, когда наши аккорды звучат! И мы понимаем – что мы поём. Музыкальная грамотность – она должна быть у каждого артиста музыкального театра. Ну, не может музыкант быть безграмотным, противоестественно это!

*** 

Не смогли мы с Ольгой Сергеевной обойти больную тему. Вот о чем ещё разговорились… Добавим перчинки в статью… 

Сегодня такое время, когда учреждения культуры выселяются из адекватных помещений, им не уделяется должное внимание со стороны властей, когда вместо того, чтобы заниматься непосредственно культурой, эти учреждения вынуждены зарабатывать деньги на собственное содержание и выживание. 

С прискорбием вспоминаются строки Леонида Филатова про народный инструмент под названием баян, немного в другом ключе, но, думаю, суть ясна:

«Правда, он – моя вина! –

Не играет ни рожна,

Но какая-никакая,

А культура вам нужна!» 

На экранах телевизоров, на радио, в самых востребованных лентах Интернета – шоу-бизнес, а не искусство. Именно шоу-бизнес популяризируется в нашей стране с колоссальным вложением средств и сил. Больше не требуются талант, открытия, удивительные достижения, нужен типовой продукт, понятный серой массе. 

Закрываются учреждения дополнительного образования, а ведь это самый эффективный способ взращивания не только полноценных музыкантов, художников, скульпторов, литераторов и так далее, но и просто гармонично развитых людей, которые готовы делать жизнь лучше, красочнее, богаче, созидать. 

«Экономия» и «оптимизация». Закрываются музыкальные школы – тот единственный инструмент на сегодня, который способен формировать грамотных музыкантов, развивать население. Что же происходит? Ведь вроде бы очевидно, что нельзя экономить на людях, на культуре, на генофонде нации. 

Хочется позитива и напоминания о том, что культура очень важна, а об этом так редко говорят сегодня – всё больше об армии, оружии, налогах, увеличении пенсионного возраста, неудачной внутренней и внешней политике, трудностях в экономике, социалке. Во всех сферах проблемы. А почему? Потому что проблемы с культурой, потому что утрачивают значение истинные ценности, подменяются чем-то поверхностным и сиюминутным. Появляются поколения пустых внутри обывателей. Общий спад в стране, в государстве – это естественное и закономерное следствие при таком подходе. 

Если воспитывать умных и развитых людей – страна будет умной и развитой, если выращивать недалёких потребителей – получим соответствующее государство. 

Не стал просить нашу гостью охватить сразу всё: решили остановиться на музыке и музыкальном обучении.  Ольга Сергеевна, что вы думаете о классической музыкальной школе как явлении? Нужна она или, может быть, изжила себя?

- Сейчас в нашем образовании много неестественных, неправильных поворотов. Популяризируются кружки и клубы. Да, согласна, облегченный вариант обучения – очень привлекателен. Но это путь поверхностного ознакомления, без погружения, и, в итоге, – без настоящих знаний, понимания. Мне могут возразить: «а нам и этого достаточно». Но тогда и не нужно, если вы выходите на сцену, называть себя музыкантом – ведь безграмотность не скроешь... В нашем университете был музыкальный факультет. Теперь его нет – закрыли. И город уже столкнулся с нехваткой кадров – преподавателей музыки в школах. Опасная тенденция. Страшно представить, что будет с городом, если закроют (или сократят) музыкальные школы, которые очень востребованы! К примеру, в нашу школу им. П.И. Чайковского поступает, пройдя нешуточные испытания, большое количество детей. Конечно, далеко не каждый ребенок в будущем станет профессионалом. Но! Получив азы музыкальной грамотности, их уровень понимания искусства будет настоящим и глубоким. Эти люди уж точно смогут отличить подделку от настоящей музыки. Именно музыкальные школы приведут слушателей в концертные залы и музыкальные театры. И поэтому надо любить, беречь и ценить то, что у нас есть – музыкальные школы!

*** 

Нельзя не согласиться со сказанным. Хочется, чтобы вокруг были неглупые, интересующиеся люди, стремящиеся к тому, чтобы делать мир лучше; такие, с которыми хочется общаться и что-то создавать вместе. Культура способствует нравственному воспитанию, она неразрывно связана с совестью и разумом, развивает чувства, делает человека человеком. Формирует личности с глубоким пониманием сути бытия. 

Такие люди не смогут не уступить место в автобусе, когда рядом стоят пенсионеры, ветераны, инвалиды, не смогут пройти мимо, когда кто-то попал в беду. Из них должно состоять общество, разве нет? За ними будущее без примата мелких страстей, низменных потребностей, эгоизма и тщеславия… 

Хочется видеть живые умные глаза, светлые воодушевлённые лица. Сначала в концертных залах, в картинных галереях, а потом, со временем, везде – на улице, на работе, в магазине, в поезде, в государственной думе, в конце концов… Красота спасет мир, все ещё надеюсь на это…

В любом случае, музыка – волшебна. Музыка – это ключ. Питайте себя этим волшебством, эмоциями и мыслями. Слушайте больше разных произведений! Думайте о вечном и важном, о том – как, зачем и почему! Образовывайте себя, делайте лучше, творите при любой возможности! А начать или продолжить можно путем посещения концерта музыкального театра «Водевиль» уже в грядущую субботу! Мне кажется, что это отличная идея! 

 Больше о «Водевиле» можно узнать в сообществе театра в «ВКонтакте».