Анна Черепанова – депутат, руководитель фракции «Яблоко» в Думе Великого Новгорода. Недавно она стала лидером народного рейтинга сетевого издания «ВНовгороде.ру», где читатели выбирали самого эффективного, на их взгляд, депутата. О том, как она пришла в политику, каких изменений для города ей удалось добиться, и почему в терминологии народной избранницы чаще звучит местоимение «мы», а не «я», наше издание узнало из первых рук.

Анна Фёдоровна, начнём издалека: в какой момент вы поняли, что хотите – или должны – заниматься политикой?

– Это понимание пришло давно. По профессии я экономист. В конце 90-ых – начале 2000-ых преподавала в НовГУ на кафедре финансов и кредита, параллельно училась в аспирантуре. Тогда труд преподавателя ценился очень низко, и я решила, что необходимо искать новые возможности для самореализации. Уехала в Москву и начала работать в Министерстве транспорта, где занималась крупными проектами, связанными с развитием морских торговых и специализированных портов. Самые большие из них – Порт Высоцк, Порт Усть-Луга, пассажирский терминал в Санкт-Петербурге на Васильевском острове и другие. Наша задача заключалась в том, чтобы выстроить модели привлечения частных инвестиций в эти проекты, поскольку у государства на тот момент денег не было. А когда позже пошли «нефтяные» деньги, эти модели оказались невостребованными – в проекты стали вливать бюджетные деньги, и они перестали оцениваться с точки зрения экономической эффективности. Появились высокие коррупционные риски при работе с бюджетными деньгами, а экономические обоснования проектов превратились в профанацию. Находясь внутри процессов и наблюдая их изнутри, понимаешь, что надо это всё менять. Каждый «распиленный» бюджетный рубль отнимает у страны и ее граждан будущее, это не построенные детские сады, школы, больницы.

Политический путь изменений самый очевидный – приход к власти через выборы и реализация другой программы развития страны. В 2012-2016 годах я возглавляла антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл» в Великом Новгороде. Мы сделали много полезного для общества. К примеру, провели и обнародовали антикоррупционное расследование «Коммунальный спрут» о том, как ТК «Новгородская» при помощи власти получила все тепловое хозяйство в Новгородской области, для нее установили явно завышенные тарифы, и до сих пор каждый год компания бесконтрольно «осваивает» сотни миллионов рублей из бюджета области. Обращения в правоохранительные и надзорные органы результатов не дали. Пришло понимание, что изменить положение дел можно только через политику, где есть полномочия и возможности влиять на принятие решений. Так, осознание необходимости фундаментальных перемен и привело меня туда, где я сейчас нахожусь. В политику. Но тут тоже не все так просто.

Впервые в выборах я участвовала в 2016 году. Тогда выбирали депутатов Новгородской областной Думы. «Яблоку» буквально 300 голосов не хватило до мандата, список партии набрал 4,83% голосов. Против нас в СМИ была развязана очень грязная кампания, выходили программы, которые наносили репутационный вред, и в конечном итоге помешали избраться. Кроме того, как обычно работал административный ресурс, который, как я считаю, нагонял голоса за «Единую Россию». Результаты тех выборов мы до сих пор оспариваем в суде, дошли до ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека). Мы доказываем, что права «Яблока» были нарушены, процесс не быстро, но идёт.

Держите в курсе. Но раз уж тема нашего рейтинга касалась эффективности – что вы считаете своими достижениями за время работы в думе?

– Я – партийный депутат, в 2018 году избралась в Думу Великого Новгорода по списку партии «Яблоко». Мы шли с программой, и сейчас ее выполняем.

Фракция «Яблока» в городской думе самая активная. Мы регулярно вносим законодательные инициативы, направленные на улучшение жизни людей, но, к сожалению, расклад сил в гордуме не в нашу пользу. Кстати, инициатив от других депутатов крайне мало.

Главная проблема местного самоуправления – недостаток средств. Денег недостаточно, чтобы эффективно исполнять все полномочия, поэтому фракция «Яблоко» предлагала законопроект о перераспределении НДФЛ, при котором в городе бы оставалось 50% налога, а не 15%, как сейчас. Несколько раз мы вносили эту законодательную инициативу, но она не находила поддержки у депутатов всех четырех фракций по одной простой причине, кремлевские партии «встроены» в вертикаль власти и боятся идти против интересов губернатора-«единоросса». Все понимают, что деньги городу нужны, и нельзя обойтись 50-100 миллионами областных субсидий на административный центр. При том, что за пределами бюджета города находится более 8 миллиардов рублей обязательств, которые невозможно включить в бюджет, так как денег на их исполнение нет. А за этим стоят потребности людей, детских садов и школ, те же неисполненные судебные решения по капитальным ремонтам многоквартирных домов и многое другое. По сути обязательств накопилось уже на полтора городских бюджета. К сожалению, это значимое для Великого Новгорода решение по политическим мотивам не находит поддержки ни у «Единой России», ни у «Справедливой России», ни у КПРФ с ЛДПР. Они предпочитают косметические меры вместо фундаментальных изменений.

Та же участь у другой нашей важной инициативы с бесплатными школьными проездными, в поддержку которой было собрано более 9000 подписей горожан. Тем не менее депутаты от других партий и «Коалиции развития» её не поддерживают, поскольку, на мой взгляд, боятся испортить отношения с мэрией и оторваны от интересов обычных горожан. Они лучше распределят деньги в пользу монополистов, чем отдадут их на социальную поддержку людей.

Может проблема в том, что вы не хотите объединяться с кем-то для решения задачи? У меня такое впечатление сложилось на декабрьском заседании Думы Великого Новгорода, когда депутат от КПРФ предложил поработать вместе, но вы отказались…

– Фракция КПРФ никогда не вносила проектов по снижению стоимости школьного проездного в Думу, считаю, что это был разовый пиар на одном заседании. Ни разу ни один представитель этой партии не выходил на фракцию «Яблоко» с предложением проработать вопрос вместе и сделать что-то совместными усилиями. Мы - не против.

Возвращаясь к предыдущему вопросу о значимых инициативах нашей фракции, не могу не вспомнить предложение о возвращении прямых выборов мэра Великого Новгорода. Несколько раз вносили, но не проходит, не хватает нескольких голосов. В разгар пандемии для поддержки малого и микробизнеса мы предлагали снизить ставки налога по УСН для всех предпринимателей вне зависимости от кодов ОКВЭД для восстановительного роста. Но снова депутаты других партий не поддержали.

Я считаю, что депутатская работа заключается не в «просиживании» на заседаниях, а в выработке конструктивных и полезных для горожан предложений и их реализации.

Из уже реализованных наших предложений стоит назвать увеличение выплаты жителям Великого Новгорода старше 100 лет. За эту инициативу пришлось долго биться, в том числе с администрацией города, которая никак не могла найти источники финансирования. Да и в Думе неоднозначная реакция была. Проект решения приходилось вносить неоднократно, но в результате удалось добиться его принятия.

Не остались мы в стороне, когда выбирали место для строительства новой школы в Ивушках. Вариант размещения на улице Сороки возмутил жителей, поэтому мы оперативно отреагировали, совместными усилиями «Яблока» и общественности отстояли вариант строительства внутри микрорайона, благодаря которому у детей сохранился безопасный подход к школьному учреждению.

Также мы выступили в защиту музыкального отделения колледжа искусств имени С.В. Рахманинова в новгородском кремле. Если помните, наша фракция была инициатором проведения круглого стола в Думе. В итоге удалось добиться того, чтобы музыкантов не переселили в неприспособленные помещения бывшего общежития на улице Чудинцева.

Аварийное жильё – ещё одна проблема, которой мы занимаемся системно. По нашей инициативе проходили депутатские слушание в Думе Великого Новгорода. Удалось добиться того, что программа заработала, однако пока не так, как нужно. Цель национального проекта - переселить людей из аварийного жилья – в комфортное, отвечающее современным стандартам. Но вместо этого администрация города судится с людьми, требует их выселения, предлагая взамен жилья денежные компенсации, которых не хватает на приобретение равнозначных по площади квартир. В частности, на слуху история новгородки Натальи Марковой. Женщина в одиночку воспитывает ребёнка, семья относится к категории социально не защищенных. На выплату, предложенную мэрией – чуть больше 1 миллиона рублей, Наталья сможет максимум приобрести КГТ, это явное ухудшение ее жилищных условий. Безусловно, проблема не только в городской администрации, но и в губернаторе, и областном правительстве. Ведь такие параметры программы прописаны на уровне региона. Люди не получают жильё метр в метр, как им положено, от них просто отмахиваются. По этой проблеме сейчас активно помогаем новгородцам в судах.

Анна, когда вы предложили сделать проезд для школьников в Великом Новгороде полностью бесплатным, обеспечив 100%-ную компенсацию перевозчикам от мэрии, если не ошибаюсь, спикер думы назвал такое предложение популистским. Что бы вы могли ему ответить?

– Бесплатный проезд для детей – это не популизм, а реальная мера поддержки семей с детьми! У родителей не должна болеть голова, как найти деньги на проезд в общественном транспорте, это социальная услуга, которую обязано обеспечить государство. Мы всегда рассматриваем вопросы в комплексе. Великий Новгород, с территории которого собирается более 20 млрд. рублей налогов, способен решить задачу бесплатного проезда школьников в случае пересмотра межбюджетных отношений с областью. Но ни губернатор, ни областная Дума не реагируют на это предложение. Хорошо, давайте действовать поступательно, постепенно снижать стоимость проездного. На последнем заседании в декабре прошлого года я внесла предложение о снижении стоимости проездного с 800 до 500 рублей. К сожалению, мэр Великого Новгорода и депутаты, привычно сославшись на недостаток средств, отклонили предложение. Дополнительной проблемой является то, что общественный транспорт не относится к полномочиям города, и мы не понимаем экономику предприятий. Тут же вопрос ещё и в перевозчиках, которые на запрос о том, сколько им нужно средств, ответили 220 миллионов. Цифра огромная, ничем не обоснованная и не подкреплённая экономически. Для выстраивания эффективной модели общественного транспорта нужно вернуть его на уровень города. Тогда город сможет провести аудит «Автобусного парка» и проверить реальные расходы на перевозку, разработать меры по повышению пассажиропотока и снижению себестоимости.

Выступая на заседаниях гордумы, вы всегда говорите «мы». Вы действительно ощущаете какую-то силу, которая стоит за вами, хотя вы представляете её интересы в думе в одиночку?

– Я не одиночка, за мной стоят мои избиратели, партия «Яблоко», мои коллеги, все, с кем мы работаем, Центр антикоррупционной политики. Выступая на заседаниях, я, по сути, озвучиваю не только свою позицию, но и позицию однопартийцев и наших избирателей.

В таком случае будет уместным вспомнить имена новгородцев, которые в разные годы так или иначе принимали участие в работе регионального отделения «Яблока». Не могли бы вы назвать людей, которые сейчас составляют вашу команду?

– Партия пошла в районы, и поэтому начну с имён руководителей районных отделений партии: Светлана Финогеева (Окуловка), человек, который много занимался проблемами оптимизации здравоохранения и вопросами экологии. Это громкий голос депутата нашей фракции в Окуловке, защитница жителей. В Парфинском районе – Людмила Аканжалы – человек, который работает в маленьком посёлке Пола. Она работала библиотекарем, но её вынудили уволиться из-за взаимодействия и активной работы в оппозиционной партии. Однако она не опустила руки, пишет материалы на фрилансе, а ещё работает в независимом медицинском профсоюзе «Голос медицины». Владимир Степанов – ветеран партии «Яблоко», много лет отдал системе образования. Но после выступления на общественных слушаниях по бюджету области был уволен прямо перед пенсией. Пережив политическое давление, репрессии, он руки не опустил и остаётся активным членом партии. Елена Иванова, возглавляет гендерную фракцию, Любовь Малышева – руководитель зелёной фракции, лидер движения «Раздельный сбор» в Великом Новгороде. Ксения Черепанова – руководитель центра антикоррупционной политики, Елена Тулина – учитель русского языка и литературы, человек с чётким представлением о том, что необходимо сегодня нашей системе образования. И многие другие.

К сожалению, на выборах прошлого года нам не удалось пройти в региональный парламент и создать фракцию «Яблока», выборы были полностью управляемыми – кого власть допустила, те и заняли депутатские кресла. Поражение потерпела не только партия «Яблоко», но и КПРФ, СР и ЛДПР, чьи фракции уменьшились в разы, и, в конечном счете, проиграли избиратели. Граждане хотели сменить власть, хотели, чтобы их интересы были представлены в думе. Но, не получилось сломать административную машину. Нет «Яблока» в областной Думе − не стоит ждать, что вернутся прямые выборы мэра и глав районов, будет проведен независимый аудит тарифов на тепло, на местном уровне будет достаточно средств, чтобы решать проблемы граждан. Всего этого избиратели на выборах не добились.

Вы активно боретесь против куаркодизации: направляли обращения Володину и генпрокурору по поводу QR-кодов. А что вы думаете о вакцинации – как по-вашему можно мотивировать людей прививаться?

– Людей может мотивировать допуск иностранных вакцин. Это позволило бы тем людям, которые в силу каких-либо причин не доверяют отечественной вакцине, спокойно привиться и вернуться к обычной жизни, путешествиям. Второе – это материальное стимулирование. Это дешевле, чем лечить заболевание и его последствия. Третье – страхование за счёт федерального бюджета от возможных последствий или осложнений от вакцинации с адекватной суммой возмещения. И четвёртое – бесплатное тестирование на антитела и ПЦР, медицинское обследование людей перед вакцинацией. Не должно быть дискриминации непривитых граждан, разделения людей и ограничения их прав.

В прошлом году в вашей декларации о доходах многих новгородцев заинтересовал высокий доход вашего мужа. Говорят, что он получен с помощью игры на электронной бирже, правда ли это? (7 471 060 рублей в 2020 году).

– Нет, неправда. Основной доход моего супруга − пенсия. В свободное время он занимается интернет-трейдингом. Так вот, в соответствии с законом в декларации о доходах указывается не то, что он заработал (прибыль), а общий объем сделок по купле-продаже ценных бумаг, который был совершён за год. Заработать на торговле ценными бумагами непросто, супруг пока «при своих». Но это занятие ему нравится.

И, хотя в России уже отгуляли Новый год и даже Старый Новый год, в заключении интервью предлагаю вам вспомнить и поделиться, какие события ушедшего вы считаете наиболее важными?

– Безусловно, на первом месте стоит пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения прав граждан, куаркодизация. Второе – политические репрессии. Арест Алексея Навального и признание ФБК* и штабов экстремистскими организациями, аресты и преследования оппозиционных политиков и гражданских активистов, массовое присвоение правозащитникам и независимым журналистам статуса «иноагентов», ликвидация «Мемориала»**, разгон первого Земского съезда муниципальных депутатов в Великом Новгороде. Из позитива − Нобелевская премия мира главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову.

Спасибо, Анна Фёдоровна! Благодарю вас за ответы и желаю новых политических побед в 2022 году!

* Организация включена Минюстом России в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента; **Верховный суд России (ВС) ликвидировал старейшую ассоциацию правозащитных организаций – международное историко-просветительское общество «Мемориал», внесённое Минюстом в реестр НКО-иностранных агентов.

Фото из архива Анна Черепановой и редакции издания