Во время открытия своего штаба в Великом Новгороде Алексей Навальный больше часа разговаривал с людьми. Большинство вопросов касались внутренней и внешней политики, а ответы Навального не сильно отличались от уже сказанного им ранее в блоге и на предыдущих открытиях штабов в российских городах, только добавились отсылки к певице Алисе Вокс, рэперу Птахе и миллиардеру Алишеру Усманову, вступивших с Алексеем Навальным в заочную полемику через «Ютьюб». Один из пришедших поинтересовался состоянием правого глаза, который пострадал в результате нападения на Навального в начале апреля. Глаз заживает, но видит по-прежнему плохо.

Блок вопросов новгородцев касался внешней политики и военных операций.

Мой ответ прост. Ни копейки я не потрачу на восстановление Пальмиры, если стану президентом. Допустим, перед вами есть выбор между Пальмирой и Великим Новгородом. Что вы выберете? – рассуждал Навальный, который пообещал также не простить ни рубля странам, задолжавшим России.

Отдельно был задан вопрос политики по отношению к ЛГБТ-сообществу.

Это вопрос про свободу. Какое мне должно быть дело до того, что происходит у человека дома? Вы пришли сюда – мне нет никакого дела до того, кого вы любите, – заявил он.

Политик, намеревающийся выдвинуться на президентских выборах в 2018 году, несмотря на плотный график, согласился на пятиминутное интервью, во время которого корреспондент «ВНовгороде.ру» постарался успеть задать вопросы, на которых Алексей Навальный ещё не отвечал.

Великий Новгород называют родиной российской демократии. Знаете об этом?

Конечно. Изучал историю в школе.

Будут ли пункты, связанные с этим фактом, в вашей программе?

Наша программа в целом за возвращение демократии. Многие несправедливо считают наши предложения слишком абстрактными: это прямые выборы мэров без всяких идиотских фильтров или губернаторские прямые выборы, возврат к четырёхлетнему президентскому сроку. Это всё про демократию, про увеличение реального парламентаризма и отмену сверхполномочий президента. Нам есть что возразить людям, которые лгут, что демократия не присуща русскому народу. Всегда можно сказать: в Великом Новгороде была демократия или элементы демократической системы, когда во многих странах даже не могли об этом подумать.

Новгород и Псков, допустим, могут использоваться как примеры?

Конечно, они будут использоваться в агитации, когда наши оппоненты будут говорить, что России органически присущ авторитарный или полуавторитарный стиль управления.

Вашу программу критикуют за то, что она является набором лозунгов, что в ней нет детализации. Критикуют за популизм, в общем.

Критикуют, потому что больше нечего сказать. Мой ответ простой: те, кто критикует, не правы, и мы их будем убеждать. Наша программа совершенно конкретна и детализирована и содержит набор предложений очень чётких. Самый распространённый пункт, который называют популизмом, это минимальная зарплата 25 тысяч рублей в месяц. Почему это популизм, если это абсолютно реальная рыночная мера, используемая в развитых странах? Я понимаю, что люди критикуют и переживают, что они никому не интересны, из-за политической ревности. Ну, с такими людьми мы тоже будем работать.

К вопросу о пожертвованиях. Ведётся ли у вас статистика о среднем пожертвовании, о максимальном пожертвовании?

В этом смысле у нас максимально прозрачная кампания, мы публикуем информацию о том, какое у нас среднее пожертвование, какое медианное пожертвование. Леонид Волков может больше рассказать об этом.

Я просто не нашел этой информации на сайте.

(На этот вопрос ответил руководитель кампании Леонид Волков – прим. «ВНовгороде.ру») Мы завтра или послезавтра очередной отчёт выпустим. По памяти могу сказать, что 57 миллионов рублей собрали. 34,5 тысяч пожертвований. Среднее пожертвование 1700 рублей, а медианное – рублей 500. Понятно, что есть некоторое количество крупных пожертвований: 300 тысяч, 200 тысяч, которые перекашивают средний размер в большую сторону.

Как вы относитесь к идее единого кандидата от демократического фланга? Ну и вообще как относитесь к кандидатам от демократов, которые хотят или захотят выдвинуться в президенты.

Я отношусь ко всем ним прекрасно, но вопрос не как я отношусь, а как все остальные относятся. Я считаю, что люди не должны быть просто поставлены в известность, когда я пришел и сказал, что мы договорились, я не знаю, с «Яблоком» новгородским о том, что в президенты мы выдвигаем Явлинского. Я не думаю, что это много кого устроит. И это было причиной того, что демократы из года в год терпят поражения. Я предлагаю всем праймериз, предлагаю всем честное голосование, когда люди, сторонники, волонтёры, все, кого мы хотим видеть на кампании, решат, кто им больше нравится. Поэтому я провожу такие встречи. Я уверен в победе на праймериз, потому что я работаю. Я сейчас приехал из Пскова, завтра я уеду в Тверь, потом я поеду в Смоленск и так далее. Я встречаюсь с людьми и уверен, что могу выиграть на праймериз. Те, кто не хочет работать, опасаются праймериз, потому что никому не интересны.

Но в целом вы относитесь к идее одного демократического кандидата положительно?

Я считаю, что нам не нужен единый либеральный кандидат, я считаю, что нам нужен единый оппозиционный кандидат. В этом смысле более широкие праймериз выглядят менее вероятными, но они более полезны.

Фото Татьяны Яковенко