На доске в офисе новгородского «Яблока» – записи: «Конституционный суд», «Музыкальное училище – губернатору», «Шимск, резолюция митинга – Путину» и т. д. Председатель отделения партии «Яблоко», депутат Анна Черепанова говорит: «Это – запросы, которые партия или я, как депутат, направляем в различные инстанции. Они касаются различных проблем: оптимизации здравоохранения, маленьких зарплат медицинских работников, низкого уровня газификации. Так мы контролируем получение ответов на запросы. Получаем мы их всегда, но они нас не всегда устраивают. Но мы не останавливаемся».

– Вы ведь уже больше десяти лет занимаетесь общественной деятельностью – сначала от имени «Собрания коренных новгородцев», потом – от антикоррупционной общественной организации, в «Яблоке» вы во второй раз. Что всё-таки является вашей целью? Возможно, власть?

– Для меня важна реализация моих представлений о том, как правильно должна быть устроена жизнь – в городе, в области. Но рычаги для реализации этих представлений – да, находятся во власти. Когда я работала в общественном секторе, мне не хватало полномочий, чтобы что-то изменить. Сейчас у меня, как у депутата, больше возможностей. Однако и сейчас нелегко, поскольку часто приходится быть одной против всех.

– Но вы получили трибуну.

– Не только я, но и мои избиратели.

– Вы уже с сентября – депутат. Наверное, можно подвести какие-то итоги совместной с коллегами работы.

– Иногда нашим инициативам не хватает двух-трёх голосов. Да, «Единая Россия» не имеет большинства, но ей удаётся договариваться с депутатами от «Справедливой России», ЛДПР, КПРФ. На мой взгляд, скрытая пружина находится в Доме Советов. И благодаря ей полезные инициативы не проходят.

– Я однажды написал, что ваши инициативы можно счесть популистскими и этим вызвал отповеди в Фейсбуке. Я хотел бы пояснить своё мнение. Вот вы выступаете в городской думе с инициативой о возвращении прямых выборов мэра. Иной избиратель, возможно, и не понимает, что городская дума этот вопрос не решит. А лишь переправит инициативу в областную. Где этот вопрос рассматривали недавно и большинство отказало. По-моему в таком случае эти инициативы имеют одну цель – заработать очки у избирателей.

– Возвращение прямых выборов – это один из главных пунктов нашей предвыборной программы. И выступать за их возврат мы будем, пока не добьёмся своего. Голосование в городской думе показало, что эта
задача реальная – нам не хватило немного голосов. А если в областную думу поступит инициатива из думы Великого Новгорода – то есть будет выражена позиция городских представителей, то отклонить её будет не так-то легко.

– В своих выступлениях вы, конечно, выглядите эффектнее многих коллег. Вот, организованный по вашей инициативе круглый стол по музыкальному училищу. И ведь спикер Алексей Митюнов сказал совершенную правду, что круглый стол каких-то решений принять не может и что это не место для отчёта перед избирателями – однако он получил хорошую порцию народной нелюбви. А вы очки заработали.

– Нет, он был не прав. Депутат всегда подотчётен избирателю. Особенно в тот момент, когда нажимает кнопку для голосования.

– Интересной была ваша инициатива по сокращению автопарка мэрии и заключению договора с такси. Однако мэрия и коллеги вас не поддержали.

– Они не представили разумного обоснования. Мэрия запросила у перевозчиков: сколько будет стоить услуга, если чиновников станут возить новыми Toyota Camry. Автопарки, которым надо эти машины закупить, посчитали, что 850 рублей в час. Но если бы такие завышенные требования не выдвигались, вышло бы 300 рублей в час. В мэрии можно было бы оставить вместо двадцати трёх три машины, включая минивэн. Чиновники могли бы пользоваться общественным транспортом, личным – с компенсацией расходов. Однако к нам не прислушались. А вот расходы на автопарк правительства в год – вообще 117 миллионов рублей. И я уверена, половина из них – неэффективные.

– Не раз вы высказывались и по поводу тарифов тепловой компании ТК «Новгородская».

– У нас такая позиция: тариф должен быть проверен независимой аудиторской компанией. Министерству ЖКХ и ТЭК , комитету по тарифам Новгородской области мы не доверяем. Если выяснится, что тариф завышен, то нужно снижать субсидии, которые область выплачивает ТК, чтобы компенсировать разницу между экономически обоснованным тарифом и платой для населения.

– Вы – активный критик губернатора Андрея Никитина. Почему его деятельность вызывает у вас такое неприятие?

– Я подробно анализировала его работу в своём недавнем выступлении перед областными депутатами. Скажу так: он не сумел выстроить эффективную систему управления, которая бы решала проблемы людей. Он замкнулся в узком кругу своих сторонников, и есть ощущение, что бюрократический аппарат работает на самого себя. Медициной, образованием, сельским хозяйством занимаются люди, не имеющие даже профильного образования.

– Антонина Саволюк-то имеет.

– Она была врачом, который принимал пациентов в поликлинике. Навыков организатора здравоохранения она не имеет, что и проявляется в «реформе», которую она проводит. Не те критерии установил губернатор и не тех людей подобрал. Но и сами цели неправильные. Новгородская область умирает. Мы среди худших в стране по продолжительности жизни. Поэтому надо вкладывать больше средств в здравоохранение, образование. Создавать условия для создания новых рабочих мест, преодолевать инфраструктурную отсталость. Нам говорят о создании каких-то территорий опережающего развития, но есть ощущение, что они создаются только на бумаге. Говорят, что подросли частные инвестиции. Но они достигли только уровня 2013 года без поправки на инфляцию. Реальные доходы людей – падают. Есть ли у губернатора планы по борьбе с бедностью?

– Есть, конечно. Мы же в какой-то пилотный проект вошли по борьбе с ней.

– Они хотят составить базу данных. Выяснить причины бедности и адресно помогать семьям. Мы считаем, что адресный подход не нужен. Мы поддерживаем концепцию гарантированного базового дохода.

– Это – чтобы человеку платили за сам факт существования? Тогда, я думаю, к нам бы многие переехали.

– В Новгородской, Псковской областях и других вымирающих регионах должны быть эти особые меры субсидирования. Чтобы на счету у молодого человека к 18 годам был, допустим, миллион рублей. Чтобы всем, у кого зарплата ниже 20 тысяч рублей, доплачивали до этого уровня. Это подстегнуло бы покупательский спрос. Конечно, для этого необходимо развивать региональную экономику, но и без федеральной поддержки не обойтись.

– Вот в вашей группе цитируется выступление жительницы Мошенского на митинге: «Все деньги забирает Москва, Санкт-Петербург, теперь и Новгород, а у нас ничего нет». Несколько лет назад, конфликтуя с главой Мошенского района, вы указывали, что районный бюджет на 77% дотационный. Он не перестал быть дотационным. Скажите, вы этой женщине объясняли, что деньги на самом деле везут из Новгорода в Мошенское, иначе там было бы совсем плохо. Или вам невыгодно это объяснять?

– Я вам так скажу. Никакое развитие невозможно без инфраструктуры. Без неё районы так и останутся дотационными. Люди как раз вышли на митинг в защиту больницы – это важная часть социальной инфраструктуры, если её не будет, люди уедут. Надо сказать, что появляются активные люди в районах. Раньше там было патерналистски настроенное население, полностью уверовавшее во власть. Сейчас они понимают, что власть поступает неправильно и готовы бороться.

– На митинге в Окуловке вы медицинские проблемы описали словом «геноцид». Может, не стоит это слово использовать для каждого безобразия?

– А я бы не сказала, что слово не соответствует явлению. Что такое геноцид – создание искусственных условий для вымирания...

– Так может никто и не создаёт специально такие условия? Просто область бедная. И страна.

– Как это страна бедная? Посмотрите, какой у нас профицит бюджета!

– Наверное, у нас много международных задач.

– Мы считаем, что главной задачей является внутреннее развитие страны, создание достойных условий жизни и вложения в человека. В развитых странах вложения в здравоохранения составляют 6-9% от ВВП, у нас – 3,5%. Их надо увеличивать, а расходы на военщину, полицейщину, бюрократический аппарат – сокращать.

– А вот, например, на организованном вашей партией митинге в Шимске (да ещё с участием самого руководителя партии) местный житель рубанул: наши правители – проамериканские либералы, которые выполняют волю американцев. И сослался на «план Даллеса». Я вот думаю, протестные настроения-то вам создавать удаётся, но значительная часть аудитории вспомнит позицию по Крыму и т. д. и выберет других. Тем более, что я не очень понимаю, в чём сейчас разница между вами и коммунистами.

– Ну что ж, сказал человек – и сказал. Мы за свободу слова. С коммунистами у нас совершенно разные ценностные платформы и идеология. И радикальную позицию по смене политического курса занимает только «Яблоко», а четыре парламентских партии фактически уже слились в одну.

– А вы будет участвовать в довыборах в Госдуму?

– Кандидата будет выбирать руководство партии. Я знаю, что среди прочих есть и моя кандидатура.

– В своё время вы и мэром Великого Новгорода пытались стать. Ну вот если бы стали – пришлось бы работать с действующим губернатором и в существующих условиях. Что бы вы тогда – вышли на митинг?

– Мы бы добивались расширения полномочий и ресурсов, необходимых для их исполнения. Добивались бы возврата городу полномочий по транспорту, распоряжению земельными участками, градостроительству. Если бы нам удалось вернуть в городской бюджет два с половиной миллиарда налога на доходы физических лиц, мы бы могли отказаться от некоторых областных субсидий. Сейчас, например, губернатор решает: сколько дать на дороги. А может и не дать, если приоритеты поменяются.

– Для выполнения тех задач, о которых мы с вами говорили, конечно, должна развиваться экономика, должны строить новые предприятия. Однако у нас строительство новых предприятий, как правило, встречают в штыки, в том числе и представители «Яблока».

– Да, мы были категорически против строительства цементного завода. И будем против других опасных производств.

– Однако это те самые налоги и рабочие места.

– Но не любой же ценой! У нас и так хватает экологических проблем. Когда я выдвигала свою кандидатуру на пост мэра, то представила свою концепцию «Город-университет». Великий Новгород, по-моему мнению, должен развиваться в первую очередь, как университетский город, где создаются новые современные технологии.

Фото Алексея Мальчука