Сто двадцать с лишним лет назад 13 февраля братья Люмьер запатентовали первую кинокамеру – ту самую, что вскоре покажет «Прибытие поезда». В этот же день шесть лет назад новгородский коллекционер Валерий Рубцов виртуально «запатентовал» свой Музей домашнего кино. Идея выросла, и теперь Валерий – создатель первого на Северо-Западе музея истории кинематографии, что расположился в Доме мещанки Бутузовой на Рогатице. До его открытия остались считанные дни. «ВНовгороде.ру» побывал на «предпоказе» музейной киноэкспозиции.  

От галереи до музея

Увлечение кино в детстве растянулось на всю жизнь. Ещё в школе вместе с приятелем Валерий снимал игровые фильмы, где они сами были и сценаристами, и режиссёрами, и актёрами. Потом была работа на одной из новгородских телекомпаний. А шесть лет назад возникла идея создать школьный музей кино. Правда, на тот момент экспонатов в нём практически не было. Помог интернет.

«Посмотрел, сколько всего выпускалось и можно приобрести, и меня, что называется, понесло. Первый год был очень интересным: приходило по две-три посылки в день, на почте уже узнавали и откладывали коробки отдельно», – вспоминает Валерий. Со школьным музеем тогда не получилось, но природа пустоты не потерпела. Как-то раз к Валерию в гости зашёл актёр и режиссёр Даниил Донченко. Увидев коллекцию, которой на тот момент не было ещё и года, предложил организовать выставку прямо в стене Кремля между Спасской и Княжней башнями. Так появилась «Галерея времени». Она открылась 2 августа 2012 года и радовала гостей 4 сезона подряд.  

«Галерея времени» очень помогла с Киномузеем: с каждым годом я всё больше понимал, что нужно посетителю. Изначально хотелось разместить всё и сразу. Потом понял, что нужно выбирать определённую тему и антуражные вещи. Сейчас люди звонят и спрашивают: «Это то, что было в стене»? А я отвечаю: «Только ещё больше и лучше».

Идея познакомить школьников с киноисторией не отпускала, и в 2015-м появилась передвижная выставка к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне. А после юбилейной даты вновь встал вопрос, что делать дальше. И вот тут, дорогие новгородцы, мы с вами чуть не лишились уникальной экспозиции: Валерий начал искать варианты перевезти её в столицу, затем в Петербург. Частной коллекцией всерьёз заинтересовался Музей русского сериала.   

«Мне предложили арендовать один из павильонов, была продумана концепция. Но всё-таки я – новгородец, и хотелось оставить коллекцию здесь. Тянул время», – признаётся Валерий. Полгода искал помещение в Новгороде. В октябре 2017-го в Доме мещанки Бутузовой начался ремонт. Сначала основатель Киномузея всё делал сам, в одиночку. Затем у него появились два помощника – тётя и мама. Им за семьдесят, но они стойко выдерживают полный рабочий день и, кстати, работают без выходных.

От чёрного к белому

На входе в музей вас встречает огромных размеров аппарат – кинопроектор 23-КПК ЛОМО. Его Валерий разыскал в Новгородском колледже искусств. Вдоль по коридору – и вы в дореволюционной России. Экспозиция первого этажа будет называться «Чёрное и белое Великого немого» и рассказывать, как кино и жизнь влияли друг на друга. Чёрно-белый уголок, электротеатр-синематограф, афишная тумба с нарисованными плакатами. Каких только названий вы здесь не найдёте: «Истерзанные души», «Песнь любви недопетой» и даже пикантное «Муж хотел – жена успела». Ничего не поделаешь, кино и век назад было развлечением.

Здесь же расположился и самый свежий экспонат – волшебный фонарь. Так назывался первый в мире проектор. Прямо на стену можно спроецировать слайды вековой давности – стеклянные литографии в деревянной подложке. У фонаря – для своего времени вполне привычного приспособления, оказалась интересная родословная.

Я сам чистил и реставрировал его, даже советовался в музее, как это лучше сделать. И в процессе обнаружил внутри выбитую надпись. Когда прочитал, расстроился. Там было написано: «А Я Сибирь». Думаю: видимо, наши русские делали эти фонари под французской маркой, неизвестно, какого он времени. Начал изучать вопрос, и оказалось всё намного интересней. «А Я Сибирь» – это марка металла, который производили в 19 веке на заводе недалеко от Екатеринбурга и распространяли по всей России и не только. 

Можно гордиться: французский фонарь сделан из русского железа!

Одна из главных идей, которую хочу донести до людей, особенно до молодых – всё придумано до нас, от светомузыки до 3D. Об этом очень хочется рассказать. Не только по современным блогерам нужно искать ноу-хау. Всё это уже есть в «Песни любви недопетой».

В следующем зале – революция и военные годы. Авангардные инсталляции, море плакатов с гротескными фигурами, кричащими цветами и названиями фильмов. Дальше – «милитаристский уголок» о Германии, новаторский подход Ленни Рифеншталь на стыке искусства и пропаганды. Напротив – советские военные годы. А рядом, по всем традициям, «красный уголок» – небольшой кинозал, где можно будет посмотреть местную хронику из фондов Новгородского музея-заповедника.  

На втором этаже Валерий планирует разместить кинозал и выставку, посвящённую кинопрокату, даже смастерить настоящую будку киномеханика. На это пространство уже сейчас очень большие планы: здесь можно проводить концерты, перфомансы, сеансы кино под музыку современных «тапёров». Но для того, чтобы запустить второй этаж, нужен спонсор, который, надеется создатель Киномузея, вскоре появится.

В его коллекции есть ещё очень много интересных экспонатов. Например, вещи генерала, инженера-испытателя космических систем Станислава Язвинского, которые передала внучка учёного после смерти дедушки.

Когда я узнал его историю, начал «вытягивать» из архива всё, что есть у внучки. Коллекционеры предлагали ей серьёзные деньги, но она выбрала передать мне. Ведь я связываю вещи с его деда, доношу историю. У него сохранились уникальные вещи: магнитофон, подаренный Гагариным, личные дела космонавтов. Есть много материала на музей космоса, надеюсь, получится посвятить этому этаж, – рассказывает Валерий.

Есть у новгородца и вещи из личного архива Александра Абдулова и Ирины Алфёровой. Актриса передала то, что связано с периодом их совместной жизни: кипу журналов с заметками о нём, плакаты, театральные афиши и программки. И, самое главное, несколько банок фильмов с монтажного стола – «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхаузен» и другие. Со временем всё это расположится в Киномузее. 

Неделя-другая, и Киномузей примет первых посетителей. А пока, в день шестого дня рождения проекта, Валерий Рубцов развешивает на стенах рамки с чёрно-белыми фото и расставляет экспонаты. Скоро премьера!    

Фото автора и из архива Киномузея