Накануне Пасхи в России состоялась премьера фильма «Мария Магдалина» австралийского режиссёра Гарта Дэвиса.

Юная Мария (Руни Мара) живёт в городке на берегу озера в большой патриархальной семье, где всем заправляют мужчины. Её жизнь предопределена заранее – девушка во всём слушается отца и старшего брата, которые собираются её выдать замуж за вдовца с детьми. Как и все женщины в селении, она должна стать примерной женой и матерью, уважать и почитать супруга. Такова женская доля во все времена.

Но вот незадача – не желает Мария выходить замуж, мечтая на другой стезе найти свое предназначение. И находит его, услышав проповедь пришедшего в посёлок таинственного незнакомца (Хоакин Феникс). Оставив родных, Мария отправляется следом за Учителем и его учениками странствовать по миру, нести людям слово Божие.

Руни Мара известна многим зрителям по триллеру «Девушка с татуировкой дракона». За роль отчаянной Лисбет Саландер Мара была номинирована на «Оскар». В новом фильме актриса сняла пирсинги и смыла тату и предстала в образе кроткой, но духовно сильной последовательницы Спасителя. Она объясняет апостолам смысл учения Христа, ей первой (и по фильму единственной) является воскресший Иисус. Последние дни жизни Спасителя показаны глазами женщины – такой феминистический подход, несомненно, обеспечит картине успех среди прекрасного пола.

В своём фильме режиссёр Гарт Дэвис реабилитирует образ Марии Магдалины, показав её верной и любимой ученицей Иисуса Христа.

Стоит отметить, что библейская тематика неоднократно отражалась и переосмыслялась в кинематографе. Среди самых известных фильмов об Иисусе сразу вспоминаются «Иисус из Назарета» Франко Дзеффирелли, «Страсти Христовы» Мела Гибсона, «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.

Гарт Дэвис решил оставить скандальность Скорсезе, а страсти – Гибсону и снять тихое, кроткое кино, бережно щадя чувства зрителей. «Марию Магдалину» со спокойной душой могут смотреть и верующие, и атеисты. Первые не найдут в картине даже намёка на предосудительность, вторые же не услышат ни горячих проповедей, ни страстных молитв. Дэвис аккуратно обходит все острые углы, даже воскрешение Спасителя видит одна только Мария, ещё не оправившаяся от горя, и невольно возникает вопрос – не сон ли это? К чему же привела такая попытка режиссёра усидеть сразу на двух стульях?

На мой взгляд, фильм получился эмоционально холодный. Между Марией и Иисусом не вспыхивает и искры любви. Нет, всё правильно, отношения и должны быть чисто платоническими, но… Фильм Франко Дзеффирелли на сходную тематику весь лучится любовью, она готова выплеснутся за границы экрана, так щедро Спаситель делится добротой и светом со всеми людьми. «Страсти Христовы» доводят зрителя до агонии. Здесь и слёзы, и страх, и потрясение. А «Мария Магдалина» напоминает хрупкую фарфоровую статуэтку, красивую, но довольно безликую.

Иисус трёхкратного номинанта на премию «Оскар» Хоакина Феникса – брутальный и сильный. Он чем-то похож на первобытного человека, осваивающего новые территории и ведущего за собой племя. При этом Иисус Феникса на экране говорит мало. Он не произносит длинные убедительные проповеди, его слова в основном цитирует Мария.

Феникс создаёт загадочного Иисуса, его образ словно выступает из тумана. Слова, движения актёра будто подёрнуты дымкой. Зрителю многое приходится домысливать самому. Хоакину Фениксу удалось создать образ одинокого человека, которого никто не понимает (кроме Марии). Он словно гость здесь, пришелец с другой планеты. Таинственный и отрешенный, он идёт вместе с учениками и в то же время отдельно. Феникс не ставит задачу показать любовь к людям, но он убедительно создаёт вокруг себя атмосферу одиночества. К сожалению, прекрасная игра Хоакина Феникса тонет в некой апатичности фильма. Феникс существует словно отдельно, сам по себе, не вписываясь в общую концепцию картины.

Вот он воскрешает Лазаря, вот сидит с учениками на Тайной вечере, вот приходит в Иерусалим… Режиссёр добросовестно показал все главные события библейской истории этого периода, но словно забыл наполнить их чувством. Зритель не переживает вместе с героями, не плачет, не страдает, не надеется на чудо. Даже самый драматичный момент фильма – прощание Марии с распятым Иисусом – не вызывает у зрителей сильных эмоций. В картине нет катарсиса, нет напряжения и радости развязки. «Мария Магдалина» льётся неспешным ручейком без порогов и опасных водоворотов, настраивая зрителей на неспешный, медитативный лад.

Ярко заявленный в начале характер героини-бунтарки постепенно идёт на спад. Руни Мара, хрупкая, нежная, старательно смотрит на Учителя большими ясными глазами, мило улыбается и, пожалуй, всё. К самой актрисе претензий нет – играет она хорошо, старательно, но, как мне кажется, режиссёру не удалось полностью раскрыть потенциал Руни Мара, да и в самом образе Марии Магдалины чувствуется некая незавершённость.

Присоединившись к Спасителю, Мария поначалу пытается спорить с апостолом Петром, но осторожный Дэвис поспешно уводит героев от глубоких теологических рассуждений, не решаясь выступать против любимого ученика Христа. Куда уж тягаться с таким сильным апостолом. Другое дело – Иуда, вот где можно разгуляться фантазии.

История этого ученика сильно отличается от библейского сюжета. В фильме сребролюбивый Иуда превращается в довольно славного малого, любящего мужа и отца, мечтающего воссоединиться со своей погибшей семьёй. Парадокс, но предатель Иуда (Тахар Рахим) выглядит харизматичнее и интереснее главных героев. Обаяние и сильная игра Рахима, известного по фильмам «Пророк», «Чёрное золото», несомненно, украсили фильм, придали ему живость и динамику.

Это не единственное в картине несоответствие Писанию. В «Марии Магдалине», на мой взгляд, довольно принижена роль всех апостолов, которые якобы не смогли до конца понять Учителя.

К слову, ученики Христа показаны довольно скомкано. Зритель может только догадываться, кто есть кто на экране. Кроме Иуды, выделяется только апостол Пётр, которого, кстати, играет британский актёр нигерийского происхождения Чиветел Эджиофор, известный по «оскароносной» драме «12 лет рабства». Почему режиссёр именно так представлял себе образ этого ученика, не понятно. Видимо, бросающийся в глаза феминизм картины – не единственная дань толерантному Западу.

Фото: kinokiwi.com