На экраны вышло продолжение легендарной франшизы про динозавров – «Мир Юрского периода 2» испанского режиссёра Хуана Антонио Байона.

Цифра 2 в названии довольна условна – на самом деле это уже пятый фильм в серии об искусственно воссозданных с помощью генной инженерии динозаврах. Первую часть «Парка юрского периода» по роману писателя-фантаста Майкла Крайтона снял великий Стивен Спилберг в 1993 году. И с тех пор понеслось. Что только не творили гигантские ящеры – и парк разрушили, и тьму людей поели. Режиссёры Спилберг, Джо Джонстон, Колин Треворроу в последующих фильмах ухищрялись как могли, чтобы развлечь и запугать зрителя динозаврами.

Впрочем, несмотря на яркость и зрелищность, все части франшизы выглядели довольно однотипными – остров, рептилии, люди в опасности. Создателям фильмов явно было тесно на экзотическом Нубларе с ящерами, и сюжет буксовал на одном месте.

Хуан Антонио Байона, режиссёр «Мира Юрского периода 2», предпринял смелую попытку бегства с несчастного острова на Большую землю. Для этого ему понадобилось ни много ни мало взорвать Нублар начавшимся там извержением вулкана.

Пока острову грозило затопление лавой, на Большой земле высокие умы решали, спасать или нет динозавров, сожравших немалое количество людей. Мнения разделились. Уже известный нам по предыдущим «Паркам» Ян Малкольм (Джефф Голдблюм) считает, что ископаемых нужно оставить умирать – пусть они исчезнут, как и много миллионов лет назад. Но бывший менеджер парка юрского периода Клэр Диринг (Брайс Даллас Ховард) уверена – однозначно спасать. Это же живые создания.

К спасательной экспедиции присоединяется и давний дружок Клэр – непутевый Оуэн Грэйди (Крис Прэтт). Пока «зелёные» выполняют свою светлую экологическую миссию, злодеи даром времени не теряют и уже заочно продают динозавров толстосумам, подсчитывая в уме барыши.

Приход во франшизу талантливого режиссёра Хуана Антонио Байона уже обещал что-то новенькое. Испанец известен такими картинами как «Приют», «Голос монстра», а его фильм «Невозможное» о землетрясении в Индийском океане с Наоми Уоттс и Юэном Макгрегором получил премию «Гойя» за лучшую режиссуру.

До выхода в прокат «Мира Юрского периода 2» Байона в своих интервью СМИ обещал поднять в картине вопросы защиты прав братьев наших меньших, эмоциональной связи животных и человека, ответственности людей за изобретения современной науки. Фильм должен был не только развлекать зрителя, но и заставить задуматься над серьёзными темами. Свои обещания режиссёр сдержал.

«Мир Юрского периода 2» – это фильм прежде всего о динозаврах. Люди здесь отступают на второй план и выполняют скорее функциональные роли злодеев, спасателей или еды. Так, любовная линия Клэр и Оуэна, затронутая в предыдущей части, здесь едва-едва намечена. Расстались – ну и ладно, снова сошлись – тоже хорошо. Лёгкий поцелуй и на этом всё. Психология героев, развитие характеров режиссёра не интересуют. А вот динозавры… Здесь «Мир» открывает совершенно новую страницу в истории юрского периода.

Во-первых, как оказалось, динозавры все разные. Если в предыдущих частях саги чудовищные ящеры были все однотипные и просто гонялись за людьми и поедали их, то здесь об их ужасности не сказано ни слова. Наоборот, они живые! Они индивидуальны. Каждый кадр подчеркивает, что у животных есть чувства, эмоции, они способны на привязанность.

Так, в предыдущей части Оуэн очень осторожен со своими подопечными, поясняя, что стоит только зазеваться – и они вцепятся в тебя, ведь хищник всегда остается хищником. Здесь же раптор Блю, любимица дрессировщика, ведёт себя, как комнатная собачка. Удивительное дело, ископаемый ящер, страшный зверь, способен сопереживать, сочувствовать человеку, даже признавать его хозяином, выполнять команды. И в самом деле, чем не собака!

Одна из самых сильных сцен фильма – когда на острове начинается мощное извержение вулкана, среди дыма и лавы виден одинокий диплодок, с тоской смотревший вслед уплывающему кораблю с динозаврами. Люди оставили бедное животное, обрекли его на гибель. Эта сцена ёмко вмещает в себя все вопросы о правах животных и ответственности людей перед живой природой.

Нельзя не отметить зрелищность картины. Извержение вулкана, динозавры, джунгли – всё выглядит великолепно. В фильме немало удачных кадров – упомянутый уже одинокий диплодок, динозавр, ревущий на крыше дома на фоне луны, коготь, в задумчивости постукивающий по полу, страшная тень хищника на стене. Поверьте, это стоит увидеть.

Между тем красочность характерна только для первой половины фильма. Затем режиссёр запирает всех ящеров в особняке, и погоня за людьми продолжается в тесном зале и грязных, мрачный коридорах подвала. Конечно, динозавр куда зрелищнее смотрится на фоне прекрасной дикой природы, чем запертым в клетку.

Обращает на себя внимание и нелогичность сюжета. Иногда кажется, что Байона так увлёкся динозаврами, что забыл про людей. В прямом смысле слова. Так, по сюжету в доме работает гувернантка ребенка (Джеральдина Чаплин). Мы видим её на лестнице, она сторожит дверь в спальню девочки, где её запер главный злодей. Но вот привозят динозавров, те вырываются на свободу, и в особняке начинается полный сыр-бор. О гувернантке Байона благополучно забывает. То есть персонаж просто выпадает из общей последовательности сюжета.

Другая не менее интригующая загадка фильма – зачем толстосумам динозавры? Богачи на аукционе тратят огромные средства, чтобы приобрести ящеров – для чего? Война, сельское хозяйство, домашние животные – уверенно говорит один из злодеев. Я, честно говоря, слабо представляю, как таких хищных, опасных, неуправляемых зверюг можно где-то применить (и не дай Бог в качестве домашнего питомца!). Но режиссёр не акцентирует внимание на этом вопросе. Ему важнее показать, как люди, руководствуясь только корыстью, готовы использовать такие сокровища живой природы.

Стоит отметить, что в новой части франшизы также появляется особенно страшный монстр – Индораптор, искусственно созданный с помощью новейших технологий. Эта машина-убийца гоняется за людьми по всему особняку, смачно поедает злодеев (режиссёр не боится показать откушенные руки или ноги крупным планом) и в конце концов погибает. Видимо, в мире динозавров также должен действовать естественный отбор, оставляющий за бортом наиболее агрессивных особей.

В целом «Мир Юрского периода 2» нельзя назвать провалом. Это красивая картинка со смыслом. В конце фильма режиссёр выпускает всех динозавров на волю, тонко намекая, что история об ископаемых ящерах на этом не закончилась.

Фото: kinosalon.kz