В апреле в российский прокат вышел мистический триллер режиссёров Майкла и Питера Спиригов «Винчестер. Дом, который построили призраки».

Неискушённого зрителя фильм подкупает сразу двумя «изюминками» – своим жанром (ужасы) и многообещающим заявлением, что сюжет основан на реальных событиях. Выдумать монстров – дело нехитрое. Но история о реальных привидениях? Это интригует!

Братья-близнецы Майкл и Питер Спириги уже пробовали свои силы в жанре ужасов. Так, в их режиссёрском портфеле хорроры «Восставшие из мёртвых», «Войны света», «Пила 8», получившие смешанные отзывы критиков. Режиссёрам удавалось привлечь внимание к своим картинам не только литрами бутафорской крови, но и именами известных актёров. Например, в двух их фильмах блистал Итан Хоук.

В своём новом проекте братья Спириги сорвали банк, решив взять в основу сюжета легенду о доме Винчестеров. «Нехорошая квартира», славившаяся разгулом нечистой силы, находится не только в творческом мире Булгакова. Реально существующий дом Винчестеров в Калифорнии своей тёмной славой привлекает туристов со всего мира. Причудливый особняк с таинственными комнатами, переходами, тупиковыми лестницами принадлежал вдове Саре Винчестер, владелице оружейной компании и огромных денег. Состояние, сколоченное на крови, заставило заплатить миссис Винчестер жизнью её близких – она потеряла сначала дочь, затем мужа.

По легенде, души людей, погибших от винтовки «Винчестер», решили мстить создателям смертоносного оружия и посему преследовали Сару до конца её дней. Спасаясь от призраков, безутешная вдова строила и перестраивала дом, добавляя всё новые комнаты, веранды, флигеля. Работа шла круглые сутки, не останавливаясь ни на минуту.

По этой легенде снят телесериал «Особняк «Красная роза», сценарий к которому написал Стивен Кинг. Братья Спириги решили по-своему обыграть известный сюжет.

В фильме «Винчестер. Дом, который построили призраки» главную героиню сыграла блистательная Хелен Миррен. И это был самый удачный ход режиссёров. «Оскароносная» Миррен прославилась своими ролями венценосных особ, и царственная, величавая, сильная Сара Винчестер в глубоком трауре стала настоящим украшением фильма.

Стоит отметить, что визуальный ряд в картине довольно силен. Загадочный особняк в голубовато-серебристом сиянии ночи, анфилада таинственных комнат, бесшумно двигающаяся фигура вдовы в чёрной длинной вуали – здесь и готика, и мистика и всё, что вы хотите. С триллером, правда, вышла неувязка.

Дело в том, что как таковой интриги в фильме нет. С самого начала ясно – в доме водятся привидения. Любой, кто хоть немного знаком с легендой семьи Винчестеров, это знает. Совет директоров оружейной компании, правда, сомневается и присылает в особняк доктора-психиатра (Джейсон Кларк), чтобы тот проверил трезвость рассудка вдовы.

Правда, что касается трезвости, то тут тоже проблема – психиатр сам алкоголик и наркоман, так что Саре помимо привидений пришлось бороться ещё и с зависимостью врача. Но миссис Винчестер дама не робкого десятка. Горе не сломило её, а сделало сильнее. Она успешно справляется с душами жертв своей продукции и не менее эффективно лечит доктора от наркозависимости, тяжёлого прошлого, комплекса вины и других проблем. Словом, классический случай, когда пациент и врач поменялись местами.

Смотреть на игру семидесятидвухлетней Хелен Миррен – одно удовольствие. Актрисе удалось вдохнуть жизнь в невнятно прописанный образ главной героини, сделать его интересным, даже привлекательным. Изящно и со вкусом раскрывает она сильную натуру оружейной королевы. Если бы не Миррен, экранная Сара Винчестер превратилась бы в скучную старушку.

На её фоне теряется Джейсон Кларк. Актёр добросовестно играет роль этакой заблудшей души, решает маловразумительные внутренние конфликты, умирает и воскресает, общается с призраками, но все без толку – внимание зрителя слабеет, его клонит в сон. Из оцепенения выводят только эффектные появления вдовы да пара-тройка призраков, прячущихся по углам. Как уже говорилось, в фильме нет загадки, толкающей сюжет вперёд, а зрителя – к экрану.

Немногочисленные события часто притянуты за уши. В картине много бестолковых разговоров, хождений туда-сюда, мрачных переглядываний. Всё это не срастается в единую картинку, а, наоборот, рассыпает фильм на части. Череда комнат с призраками, призванная пугать и волновать воображение, на деле превращается в довольно бестолковый лабиринт, в котором зритель блуждает все полтора часа.

Чувствуя нарастающую вялость сюжета, режиссёры торопятся вывести на экран главного злодея. Это особенно отвратительный призрак, густо намазанный гримом, который охотится на старушку и доктора с целым арсеналом оружия. У Сары есть верное средство против злобного гостя – тринадцать гвоздей, которыми она забивает двери в комнаты с призраками. В её доме уже живет немало таких квартирантов из потустороннего мира. Но главный злодей – солдат армии Конфедерации – оказался особенно вредным, и ни один гвоздь не действует на него так, как на других призраков. Тогда в дело идет волшебная пуля, выпущенная доктором, – уж она точно способна усмирить неугомонного южанина.

Согласитесь, сюжет больше подходит для детской страшилки, чем для триллера с пометкой 16+. Яркий грим призраков скорее забавляет, а уж разгул нечисти в жемчужно-голубом мерцании ночи и вовсе не способен напугать.

Как известно, если в начале появляется ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Режиссеры добросовестно исполняют эту литературную заповедь. Намек на оружие есть уже в названии фильма. В конце в угоду зрителям в воздухе повисает целая коллекция винтовок «Винчестер». Однако выглядит это довольно предсказуемо и нелепо.

В основе каждого хоррора нередко лежит какая-то трагическая история, из-за которой и происходят все ужасы. Это может быть тяжелая душевная драма, убийство, изнасилование, словом, что-то реальное, что действительно может напугать. Не только жутким антуражем, но самим фактом своего существования.

В «Винчестере» была попытка создать что-то подобное, но успехом она не увенчалась. Призрак солдата-конфедерата пытается отомстить за смерть своих братьев. Хороший задел для фильма ужасов. Но режиссеры решили скакать по верхам, не углубляясь в Гражданскую войну США, которая действительно оставила трагический след в американской истории. Сама история с солдатом получилась смазанной и неубедительной. В итоге братьям Спиригам удалось создать красивую атмосферную картинку без серьезной смысловой «начинки».

Фото: hqtor.ru