Задумываясь о своём деле, многие мечтают монетизировать то, чем пока занимаются ради интереса. Новгородец Алексей Лютиков рассказал нам историю о том, как переросло в бизнес то, к чему он относился, как к хобби.

Алексей учился в филиале Санкт-Петербургского государственного экономического университета, а после выпуска несколько лет работал у разных мобильных операторов, начав с должности обычного сотрудника, который продаёт сим-карты. Размышляя о бизнесе, он решил поставить на прочные рельсы своё давнее хобби: изготовление и продвижение сайтов.

– До этого мы с друзьями работали как фрилансеры. После регистрации фирмы новые клиенты стали вместе с созданием сайта просить логотип, полиграфию, потом баннеры и так далее. Они нас и подтолкнули к мысли о комплексном предоставлении услуг. Мы не всё умели, не всё знали, но люди нас подгоняли.

Сначала это был дизайн полиграфии и рекламной продукции, потом, с покупкой оборудования, с печатью начали справляться сами. Теперь в «Просто Studio» можно заказать услуги цифровой печати от макета до финального продукта. Тиражи свыше 500 экземпляров печатаются у партнёров фирмы.

Расширяя перечень услуг, в студии освоили ризографию, широкоформатную печать, наружную рекламу. Не забыт и интернет: кроме поддержки сайтов, компания предлагает администрирование и оформление сообществ «ВКонтакте»:

– Эта услуга не столько новая, сколько хорошо забытая старая. Когда несколько лет назад начался кризис, спрос на изготовление сайтов резко упал, люди задумались о продвижении в соцсетях. Многие компании, которые сейчас работают официально, пробовали свои силы «ВКонтакте». Но и соцсети меняются: вводятся ограничения на количество пользователей, которых можно пригласить в группу, соответственно, нужно искать другие методы.

Однако, как считает Алексей, потребность в сайтах для коммерческих организаций вовсе не отпала:

– Сеть «ВКонтакте» сейчас есть, а через десять лет её может не быть. Создав группу, вы не владеете ей на 100% и не имеете гарантий. В случае с сайтом вы контролируете весь процесс и конечный результат принадлежит вам. Опять же, люди продолжают искать услуги через поисковики, поэтому продвижение сайта остаётся актуальным.

Например, строительным компаниям выгоднее рекламироваться через сайт, а в соцсетях, по мнению Алексея, легче раскрутить что-то массовое, например, гастроли проезжего цирка. Но дорогостоящее медицинское оборудование здесь будет продать непросто.

– В соцсетях проще распространять информацию, но не продавать.

Как считает Алексей, в рекламном бизнесе самое главное – качество, сроки и умение общаться:

– В нашем случае работает сарафанное радио – если кто-то уже сотрудничал с нами, даёт хорошие рекомендации и приводит новых клиентов. Город маленький, все друг друга знают.

Команда «Просто Studio» собралась не сразу. До открытия офиса сотрудники работали удалённо, но не все смогли проявить дисциплинированность:

– Многие об этом мечтают, но только единицы могут справляться, не срывая сроков.

В июле компании исполнилось шесть лет. Коллектив подобрался молодой, и отношения в компании дружеские. Помогает и юное поколение: сын одного из сотрудников ведёт направление по печати на футболках и бейсболках.

– Во-первых, мы все – близкие друг другу люди. Однажды мы предупредили клиентов, закрылись на две недели и всей командой уехали в отпуск, и у нас даже получилось не говорить о работе – было просто некогда, – рассказывает Алексей. – Мой партнёр Денис Александров (заместитель директора в компании) умеет работать руками, что очень важно на производстве. Он берёт на себя вопросы по изготовлению и монтажу, а мне помогают образование и опыт общения с клиентами – обсуждение и заключение договоров на мне.

Экономическое образование не осталось для Алексея только теорией, и он скептически относится к убеждению, что в современном мире оно не обязательно:

– Достигнуть успеха без образования могут уникумы, процентов 5 из 100. Во-первых, в университете учат говорить, во-вторых, мне пригодился бухучёт, а на занятиях по психологии

нас научили выходить из конфликтных ситуаций. И конечно, обязательно нужно заниматься самообразованием.

С умом надо подходить и к выбору популярных нынче бизнес-тренингов:

– Человек, который не знаком с моей специализацией, даст мне только общие вещи. Как правило, всё это говорят в университете или несложно найти в сети. Как-то раз я был на тренинге по созданию сайтов в Санкт-Петербурге, где специалисты обсуждали узкие вопросы – вот это было полезно. Тренинг не даёт гарантий, что ты станешь бизнесменом. Для этого надо не только других послушать, но и самому что-то сделать. Как мне говорила преподаватель по менеджменту – если не станешь руководителем до 30, то никогда им не станешь. Я это запомнил, подгонял себя этой мыслью и стал директором в 29.

Фото автора и из архива «Просто Studio»