Несмотря на то, что дыхание Нового года ощущается уже во всём и нам, как и вам, хочется думать уже о праздниках, всё же остаются в уходящем году темы, которые мы не можем обойти стороной. Так, например, уже девять лет на своём посту находится Юрий Бобрышев. Под конец уходящего 2016 года мы решили спросить мэра не только о том, как ему работалось эти годы, что происходит на политической арене сегодня, но и чего ждать новгородцам от своего градоначальника в наступающем году.

Юрий Иванович, есть ли закрытые темы для вас?

Нет. И в этом, пожалуй, моя уязвимость. В этом же и моё кредо, от которого стараюсь не отступать.

В таком случае, позвольте начать с политики. Третий виток конфронтации в отношениях мэр – губернатор. Мы, разумеется, понимаем, кому это выгодно и зачем это делается. Но хотелось бы узнать от вас лично, с чего всё началось? Ведь были и другие времена, тем более, на должность эту вас позвал сам Сергей Митин.

Мы пришли практически одновременно. И никакого секрета здесь нет: он меня пригласил на эту должность. Я не очень хотел, но меня убедила его последняя фраза, что «мы с вами бывшие директора предприятий, давайте поработаем на благо города». В 2008 году стали вместе смотреть, что в городе готово к проведению 1150-летия Великого Новгорода и первых на территории России Ганзейских дней. Оказалось – ничего. Очевидно потому, что предыдущие руководители региона знали, что им здесь не придется больше работать. Тогда не было дорог, нормальной площади, ни одного памятника и объекта, связанного с Ганзой. А у нас на всё про всё оставался год. Тогда мы просто засучили рукава и помогали друг другу, совершали совместные обходы города – нас тогда называли прорабами. Шёл ремонт пешеходного моста, мостилась набережная. Тогда думать, кто круче, было некогда. И, что немаловажно, все эти многочисленные работы позволял проводить бюджет.

Время летит быстро. Ни на какой второй срок я не собирался идти. Но с Сергеем Герасимовичем мы договорились, что ещё пять лет поработаем вместе. А первые симптомы сегодняшней ситуации начали проявляться сразу после инаугурации, когда господин Букетов заявил на ТВ, что будет пересмотрен устав и отменены прямые выборы. То есть сделают то, что удалось сделать ещё до прихода Митина. Он это решение, напомню, отменил. Поскольку я готов был идти на должность мэра только через прямые выборы, заручившись поддержкой новгородцев. И если в первый раз на волне декриминализации, когда народ хотел перемен, я набрал 80% голосов, тогда и конкурентов было много, но они были малоизвестными. То во второй раз меня упрекнули в том, что я процент набрал меньше. Однако тогда моими соперниками были серьёзные люди, которых в городе хорошо знают: Евгений Кузиков, Сергей Светлов. И потом последовало заявление об изменении формирования системы местной власти.

Надо сказать, что гладких отношений с Думой не было никогда. Если кто не помнит, конфликты были и при прошлом созыве, которую возглавлял Сергей Золотарёв. У меня были вечные оппоненты, тот же Андрей Моисеев. Мы спорили, ругались. Но тогда шла работа, и некогда было заниматься политическими играми.

Однако несколько лет назад ситуация пошла по наклонной плоскости в плане урезания доходов городу. С этим я согласиться не мог. Пока мы могли маневрировать за счёт продажи имущества, ещё как-то вылезали – на дороги могли тратить деньги. Только в 2008 году мы потратили 800 с лишним миллионов рублей собственных средств. Но вскоре и начались трения, поскольку каждому хочется контролировать финансовые потоки, при этом не отвечая за их эффективность.

И потом слово НДФЛ в доме правительства стало восприниматься как ругательство из уст мэра. Но от цифр никуда не денешься: в 2007 году норматив отчисления составлял 40%, в 2008 – 33,5%, то есть с каждого собираемого в городе миллиарда рублей у нас оставалось 400 миллионов рублей. А сегодня всего 15%, в абсолютных цифрах мы потеряли порядка 600 миллионов рублей.

И тогда Вам объявляют импичмент, заводятся уголовные дела...

Это уже последствия. Мне ставят двойку, предлагают перейти на работу в администрацию области на абсолютно любую должность. Я отказываюсь. Начинаются уголовные дела. Не хочу их даже сейчас обсуждать, дела сейчас закрыты. Мне предлагали закрыть их «просто так», но я пошёл в суд.

Сегодня подобные скандалы идут по многим регионам: Новосибирск, Красноярск, Уфа. И причина одна – в недостаточном финансировании областных центров субъектов. И как бы кто не сопротивлялся, межбюджетные отношения рано или поздно будут пересматриваться.

Ведь я не прошу у кого-то в долг из личного кармана, а бьюсь за деньги города, который львиную долю – более 60% – доходов приносит в бюджет региона. При этом в упрёк мне ставят, что новые предприятия не открываются и число безработных растёт . Это враньё. Посмотрите статистику.

А вот кстати про безработицу. Из-за сокращений по многим строкам бюджета, в 2017 году предрекают рост безработицы в малом бизнесе, который, частности, занимается строительными и ремонтными работами.

Давайте до живём до 2017 года. Говорить можно, всё, что угодно в сослагательном наклонении. Я могу отвечать за то, что было. Например, мы «понадавали», как нас обвиняют, привилегий. Чисто мои выдумки: пособия на первого ребёнка, пособие на покупку жилья многодетным семьям, поддержка столетних граждан, молоко ребятишкам в школах, тройняшкам – миллион и двойням – 400 тысяч рублей... А в результате мы имеем рост числа многодетных семей и естественный прирост населения в городе.

Коль уж говорим о бюджете: казна трещит по швам. Исполнение каких статей всё-таки придётся отложить?

Бюджет на 2017 год обкорнали, но почти все до одной социальные льготы у нас сохраняются. Но за бортом остаются все судебные решения, их под миллиард рублей. Плюс долги, которые висят на нас с 1995 года: например, за немецкие автобусы, которых давно уже нет в городе, но за них необходимо выплатить 700 миллионов рублей. И эти вопросы нужно как-то расшивать.

И как вы это собираетесь делать?

С одной стороны необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. С другой – необходимо открывать совместные с областью программы, как это было по капремонтам крыш. Иначе сейчас за неисполнение судебных решений можно опять уголовные дела заводить.

Нужен диалог. И вести его заставляют уже объективные обстоятельства. Области необходимо поделиться налогом на имущество и на прибыль – хотя бы на вновь образующиеся предприятия.

Юрий Иванович, состояние дорог также волнует новгородцев. А в частности, почему мы ещё видим случаи, когда асфальт кладётся в снег... Наше издание рассказывало в ноябре об одном из таких случаев.

Я с этим примером разбирался. Такое может быть и в январе, когда делается ямочный ремонт. Если есть яма, то мы не можем её не латать. Что касается вашего примера. Говоря языком специалистов: работы велись по нормам. Ни в какой снег асфальт не клался. К тому же асфальт был специального состава, который можно класть при температуре до минус 10.

А латать дыры специальными смесями будем, тот же Колмовский мост этого сейчас требует.

А капремонт делать будете не ранее 2018 года, как я понимаю?

Да. В 2017 сделаем проект капитального ремонта. Дело в том, что Колмовский мост на время ремонта придётся закрывать полностью. Поэтому сейчас должно быть окончательно принято решение по третьему автомобильному мосту.

Ясно. Хотелось бы поговорить о бизнесе. Предприниматели жалуются на существование административных барьеров.

Кому и что конкретного не сделали? Пусть эти предприниматели приходят ко мне лично, будем разбираться, если кому-то что-то запрещают. Сегодня самый сложный вопрос – подключение к электроэнергии. Там есть свои нормативы, повлиять на которые мы не можем.

Хорошо, тогда по-другому сформулирую вопрос. Что вы за свои неполные два срока на месте мэра сделали полезного для бизнеса?

Во-первых, у нас введены единые правила на рынке жилья. Мы долго решали, ругались и советовались с бизнесом по поводу нормативов на подключение. В итоге приняты и уже три года работают единые правила. В них за норматив мы взяли квадратный метр и человек может сам посчитать, сколько ему придётся заплатить за подключение к сетям.

Кроме того, мы навели порядок в выдаче разрешений на строительство, ограничили количество требующихся бумаг.

Также удалось дать свободно работать малому и среднему бизнесу. В 2010 году вышел Указ Президента об упрощенной системе передачи имущества муниципалитетов бизнесу. Я говорю о предоставленной возможности приобрести арендуемые площади в собственность в рассрочку.

Также моё кредо и требование максимально обеспечить работой подрядные организации города. Как бы меня не критиковал губернатор и его замы, что мы монополисты, держим цену, никого не пускаем на рынок. Однако жилье строят у нас и псковичи, и москвичи, и взяток тут не берут. Такая же история по дорогам.

Юрий Иванович, а что скажете про обещания. Вы много обещали новгородцам. Например, аквапарк...

Когда ты даёшь обещания, не до конца даже продуманные, вдвойне приятно их потом выполнять. Я стараюсь сдерживать свои слова. Как-то в 26 школе дети пожаловались, что в Питер приходится ездить, в Макдоналдс. Попросили свой открыть – сделали. Потом аквапарк пообещал - пока не сделал. Помните, мы начинали строить его на улице Кочетова, но частник обанкротился. Теперь, надеюсь, аквапарк появится в Псковском микрорайоне. Площадка под него уже выделена и в следующем году должны начать строить. Эта идея у меня вот тут сидит (показывает на сердце – прим. ред).

Есть у меня и другая мечта, которая наконец сбывается – вернуть «чёртово колесо». Поставим мы его и весь Новгород будет как на ладони.

А свободное время на что тратите, если оно есть?

Суббота у меня практически всегда рабочая как минимум до обеда. Стараюсь посещать игры внука, он играет в хоккей в команде «Йетти»: всегда болею, когда проходят домашние игры. А воскресенье провожу на даче на Мсте в Новгородском районе. Летом люблю ходить в лес, грибы собирать.

В силу обстоятельств и должностных обязанностей вы часто путешествуете, есть ли такое идеальное место, куда хотелось бы уехать?

Нет. Моя родина – Курская область, там я стараюсь бывать каждый год, навещаю могилу родителей. Вторая моя Родина Великий Новгород. Здесь родился мой младший сын и пять внуков. Новгород мне понравился сразу... Его храмы...

Я не могу сказать, что я верующий, нужно быть до глубины души таким. Но когда особенно тяжело, как в последние годы, я захожу в Софийский собор, ставлю свечи и легче становится... Ведь первые пять лет работать никто не мешал, я на крыльях летал. А потом пошли отставки, повисли уголовные дела и при ты продолжаешь работать, т.к. ответственность с тебя никто не снимал.

Пожалуй, разговор хотелось бы завершить на позитивной ноте. Чего бы вы пожелали нашим читателям и новгородцам в целом?

Хотелось бы, чтобы новгородцы любили свой город, помнили свою историю, и как и их предки, которые всегда были гордыми и свободными, не боялись отстаивать свои интересы.

А пожелать я хочу, чтобы новогоднюю ночь за вашим столом были только близкие люди, которые не обманут и не предадут. И главное – не забывайте стариков! Постарайтесь сказать им лишний раз спасибо, пока они ещё с вами рядом. Безусловно здоровья, добра, благополучия и веры, что всё будет хорошо!

Перемены к лучшему не за горами. Новгород со своими традициями и историей не позволит ситуации развиваться по-другому. Будет консолидация, в том числе и на уровне города: между депутатами и администрацией; пройдут довыборы, кое-кто из депутатов вернётся. На уровне области будет также, вот увидите.

Поживём  увидим. Спасибо за беседу!

Фото Татьяны Яковенко, Валерии Карповой и из открытых источников