Сегодня, в День российского предпринимательства, сетевое издание «ВНовгороде.ру» опросило известных и не очень, крупных и тех, кто только мечтает вырваться из категории «микро» о том, как они делали свои первые шаги в мире бизнеса, какие ошибки совершали, с какими трудностями сталкивались и как их преодолевали, а также поинтересовалось, на что были потрачены первые серьёзные доходы от собственного дела.

Юрий Весельев, Агентство Регионального Развития:

В предпринимательство пришёл около десяти лет назад, а первым моим бизнесом была торговля продуктами питания в павильоне. Тогда многие этим занимались – не было пока ещё гегемонии федеральных торговых сетей. К тому же, это было модно. Подобным же бизнесом занималась моя тетя, уже лет семь к тому времени. Она и подсказала, как делать первые шаги. Кстати, до сих пор она этим бизнесом занимается.

Поработал какое-то время с ней, понял точку входа в этот бизнес, познакомился с поставщиками, подружился с покупательской аудиторией. Ни литературы, ни курсов, например таких, как «Бизнес класс» от Сбербанка и корпорации Google, тогда не было. Советовались друг с другом, общались, делились опытом и знаниями, приобретёнными на практике.

Довольно быстро перерос торговый бизнес, ушел в консалтинг, но уже с партнёром, понимавшим больше меня в этой сфере. Оказывали услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению компаний.

А четыре года назад вместе с Виталием Денисовым создали Агентство Регионального Развития, объединяющее сегодня представительства в трёх десятках регионов нашей страны.

Вот так поступательно, без резких взлётов и падений, развивался, поэтому моя история деловой активности не так интересна читателю. Должен сказать, что путь делового человека близок мне, и я не намерен с него сворачивать. Каждый день – новый день: принятие решений и ответственности за них – это мне нравится.

Всегда учился параллельно с бизнесом, и это позволяло мне брать следующую планку: НовГУ, ФИНЭК, потом была Российская академия народного хозяйства и госслужбы, а затем – Институт управления недвижимостью IREM. Век живи, век учись, как говорится. Сейчас уже не только учусь, но и знакомлю студентов с практикой современного предпринимательства – совместно с новгородским филиалом академии народного хозяйства, реализуем такой проект на основе «дуального образования».

На текущем этапе развития нашего бизнеса я стараюсь отходить от оперативного управления им. Потому что созданная система уже должна сама саморегулироваться и саморазвиваться. Я же выполняю больше функцию владельца бизнеса (наставника), а не его директора. Это высвобождает время для общественной и политической деятельности – тоже деловая активность, если говорить в широком смысле.

Антон Георгиев, «Медовый дом», «Крестецкая строчка»:

Хорошей выручки у нас не было, денег всегда не хватало и сейчас не хватает. А трудности на каждом шагу и меньше их не становится, чем больше бизнес, тем больше трудностей. Мёдом занялся с «нуля» в 1998 году. Занял тогда 3000$ под 3% в месяц и закупил первые 500 килограммов мёда, отдал их запаковать на фасовочное производство и потом на своей машине развозил в магазины.

Роман Золин, Service Design Angency:

Бизнесом, если так можно назвать продажу лака для волос «Прелесть» девчонкам из параллельной группы, я начал заниматься ещё в студенческие годы, сразу после горбачёвской «перестройки». Тогда был дефицит всего, конкуренции ноль, а возможностей столько, что пытались заниматься сразу всем одновременно.

Денег на рынке по сути не было, поэтому придумывались всевозможные бартерные схемы. Помню, как однажды пришлось менять валенки на видеомагнитофоны ВМ12, и в нашей с мамой двухкомнатной квартире обе комнаты были заняты товаром. В одной комнате – неликвидные валенки, в другой – дефицитная видеотехника. Около месяца спали на кухне и в коридоре. Когда всё продали, деньги хранили в мешках из-под картошки. Наверное, это и было самое первое яркое впечатление для двадцатилетнего «предпринимателя». Тогда, в начале девяностых, деньги приходили и сразу же уходили, в них не было такой ценности, как сейчас, поэтому не помню, как распорядился первой прибылью. Всё кидалось сразу в оборот.

Все, кто в те годы начинал заниматься бизнесом, подтвердят, что из всех трудностей главной проблемой являлась безопасность. Каждый день приходилось защищать заработанное, защищать свою жизнь, семью. Поэтому, когда молодые предприниматели жалуются на барьеры со стороны государства или трудности с инвестициями, то люди моего поколения вежливо улыбаются. В начале девяностых всё было одним сплошным барьером. Но никто не жаловался, да и жаловаться было некому. Просто двигались вперёд, выживали как могли в условиях экономической и политической турбулентности.

Хотя, в некотором смысле, сейчас заниматься предпринимательством стало сложнее. Теперь, чтобы добиться успеха, необходимо разбираться в финансах и маркетинге, иметь хотя бы базовые навыки ведения бизнеса. Мир стал глобальным, и благодаря интернету, каждый продавец сегодня является твоим конкурентом за долю в кошельке потребителя.

Поэтому хочется пожелать предпринимателям больше учиться, не стесняться признаваться самим себе, что рынок меняется гораздо быстрее нас. И, главное, двигаться вперёд, рассчитывая, прежде всего, на самих себя. Делать бизнес с любовью и заботой о людях. Всем удачи!

Дмитрий Койков, рекламное агентство «Автограф»:

Всё началось с того, что я очень рано начал работать и совмещать работу с учёбой. Старался повышать свою квалификацию постоянно, искал новые знания. Это привело меня на курсы по предпринимательству в Фонд Поддержки. Прошёл курс, получил сертификат под номером 136, что окончил курсы и на год забыл об этом. На тот период работал менеджером по развитию в одной крупной страховой компании. Стать предпринимателем подстегнул кризис 2008-2010 годов в России. В конце 2009 года понял, что компания, в которой работал, скоро закроется (она, кстати, прекратила своё существование осенью 2010 года). В это же самое время встретил друга, который покинул компанию по продажам и тоже был в поиске. У него был опыт продаж, у меня в рекламной сфере. Я зарегистрировал ИП 30 марта 2009 года. Так возникло рекламное агентство «Автограф». Сделали сайт, сняли офис, разработали ряд услуг и стали давать рекламу. Поняли, что лучше заниматься производством, чем быть перепродажниками. На первых порах делали всё сами. Конечно, были трудности: рабочий день увеличился ровно в 2 раза, а заработок уменьшился. На этом этапе очень помогла поддержка и понимание жены, когда я часто с монтажей (оклеивали сами по ночам автобусы рекламой) приходил в 3-4 часа ночи и имел стойкий запах солярки.

А на первый хороший заработок заказал жене новую кухню и часть денег вложил в развитие бизнеса.

Андрей Павлов, Zenden:

Насколько себя помню, с детства в бизнесе!

Правда, в 1980-х годах такого слова не знали. Просто собирали клюкву, драли лозу, выращивали и сдавали бычков, колол дрова в организациях. Ярко запомнил, как на рынке в Старой Руссе купил себе на заработанные в болоте деньги куртку-«варёнку». 300 рублей, огромные по тем временам деньги.

Анна Киселёва, «Чайная лавка Заварка»:

Начиналось всё 12 лет назад с семейных чаепитий на маленькой кухне и большой любви к вкусному чаю. Хорошего чая в Великом Новгороде тогда найти не удалось и приходилось его покупать в Москве и Санкт-Петербурге. Вот тогда и возникла идея открыть чайную лавку. Через две недели, в День святого Валентина мы открыли свой первый магазин в нашем городе. С тех пор продолжаю этот проект с большой любовью.

Самыми большими трудностями были две вещи: отсутствие свободных торговых площадей в городе и транспортных компаний. Невероятным образом мы научились находить место для чайной лавки в самых узких местах. Бывало, мы располагались между стеной и столбом, разместив отдел на трёх квадратных метрах. Но это совсем не помешало найти своих верных покупателей.

За чаем приходилось ездить самим. Случалось, проведя день в дороге, ночью занимались его приёмкой в лавке, чтобы успеть к открытию магазина.

Сейчас эти трудности вызывают улыбку, а тогда – подарили мне много бессонных ночей.

Любовь к чаю вылилась в необыЧАЙный бизнес, а чайный бизнес стал большой мечтой и любовью. Поэтому довольно долгое время всю полученную прибыль мы инвестировали в развитие компании.

Давняя мечта –посмотреть производство ароматизированного чая. Этой весной я побывала в Гамбурге на старейшей чайной фабрике. Новые впечатления, вкусы и ароматы подарили новую мечту и я к ней иду.

Сергей Борцов, сырный бутик «Месье Рокфор»:

Я начинал работать в 12 лет – дворником. В 14 лет появилась первая запись в трудовой книжке. В 16 лет разгружал вагоны и работал на овощебазе; после длительное время работал в организации. В 2000 стал генеральным директором фирмы, занимающейся продажей техники. Много чего было интересного. В первую очередь – это опыт общения, связи и умение реагировать на моменты жизни.

Помню, как в 17 лет заработал первую 1000$. Потратил её на джинсы, куртку, рубашку, ремень от Levi's, кроссовки от Reebok. И парфюм Blue Jeens от Versace и ужин с «братвой» в ресторане. Это был 1994 год.

Андрей Жбанов, сеть магазинов «Вагон игрушек»:

Поначалу это была торговля самыми разными товарами. Их мы покупали на рынке в Москве, привозили в Новгород и отдавали на реализацию в магазины. По сути это уже был прототип оптовой торговли всем подряд. Началось это в 1994 году, когда мне было целых 18 лет. И только спустя пять лет я с товарищем вышел на товраную группу игрушек, как достаточно актуальную и интересную, и уже с 2003 года появилась наша база на улице Космонавтов. Никаких препятствий я не чувствовал. У меня была идея подарить городу широкий ассортимент по доступным ценам, и ничто меня не останавливало. Первая команда собралась активная, все работали, никто не жаловался.

Первый полноценный отпуск я позволил себе в 2006 году. До этого жизнь крутилась и вертелась так, что голова об отпуске даже не думала. Да и ситуация у всех предпринимателей одинаковая – на момент становления бизнеса в отпуск не ходит никто. Этот отпуск стал отправной точкой, когда я свою деятельность переосмысли и посмотрел на неё иначе. Сегодня я понимаю, что бизнес – это бесконечный поиск информации, саморазвития и обучения сотрудников. Этого я желаю и советую всем.

Илья Сильянов, сеть кофеен «Кофемолка»:

Бизнес я начинал в строительной сфере. Это был ремонт квартир. Сначала попробовал работать сам, но понял, что мне лучше удаётся организовывать процесс. Потом я открыл компанию «НовгородУпаковка». Но это было не очень хорошей идеей, откровенно говоря, провал в бизнесе. Мы быстро закрылись, поскольку на тот момент рынок уже был насыщен и внедриться в него было тяжело. Даже те клиенты, которых мы приобрели, не смогли сделать компанию процветающей. Затем появился «Безопасный город», в котором мы занимались обслуживанием домофонов, причём довольно успешно. Затем были стройки и объекты посерьёзнее... госконтракты. А в последние годы я ушел в сферу общепита и ничем кроме него уже не занимаюсь.

Я сам парень скромный, не из богатой семьи, и поэтому у меня нет таких амбиций сразу, получив прибыль, что-то покупать: машину или недвижимость. Я живу скромно и деньги трачу на самое необходимое. Дорогие покупки я всегда очень тщательно и долго обдумываю. Так же и в бизнесе тратимся только на то, что повлияет на производительность и на оборот.

Сергей Симанов, кузнечная мастерская: 

Летом 2014 года мне предстояло защитить диплом в университете имени Ярослава Мудрого. Требовалось разработать и утвердить проект диплома, изготовить художественное изделие по этому проекту и защитить его. Кроме того ещё на жизнь надо было зарабатывать. Тогда я работал по найму в одной из кузниц Великого Новгорода. Не всё меня там устраивало. И, когда весной я сдал очередной заказ, а хозяин кузницы не рассчитался со мной полностью, я, не долго думая, покидал в машину свои вещи, инструменты, какие-то поделки и уехал.

Вся эта ситуация ещё более укрепила меня в мысли о том, что необходимо открыть свою кузнечную мастерскую.

И вот сегодня мы – целый коллектив, который состоит из кузнецов, а также сварщиков и слесарей высокой квалификации. Мы регулярно участвуем в различных выставках и публичных мероприятиях. Ведём непрерывную работу над повышением уровня мастерства и открываем новые горизонты творчества в металле.

Александр Скрипник, «100 Ампер»:

А бизнес мой начался не благодаря, а вопреки. После того, как отцу предложили возглавить в Новгороде электромонтажный участок, и он развил его, купил технику, и обеспечил хорошим инструментом монтажников, соучередители решили, что деньги нужны в карманах, а не на развитие. Здесь я пришёл на выручку и мы начали с нуля. Это было в 2007 году, и вот уже десять лет как мы развиваемся.
На самом деле я изначально хотел реализоваться в том секторе экономики, чей продукт можно «потрогать». И строительный рынок меня вполне устраивал.
Что касается моих желаний и мечт, то они абсолютно просты и доступны каждому: любить и быть любимым, здоровье, счастье. Это всё то, что не купишь за деньги. Берегите своих близких, почаще им говорите тёплые слова и будьте счастливы, тогда и в бизнесе всё у вас сложится.

Фото из личного архива предпринимателей