В современной России сформировалась детоцентрическая система: малыши в подавляющем случае ставятся во главу угла семьи, родители делают всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить своему чаду всё самое лучшее, начиная с пелёнок и до окончания школы. Подавляющее большинство сталкивается со сбором денег в саду или школе. И родители не могут не сдать «пожертвования», поскольку переживают за своё чадо: не начнутся ли у него проблемы? Как к нему будут относиться педагоги? Не повлияет ли это на его авторитет в классе?

Не стоит забывать и об обратной стороне: есть дети брошенные, из неблагополучных семей, сироты. И с ними нужно грамотно работать, чтобы они вписались в общество, а не заполняли колонии.

О сборах денег в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, о сложных ребятах, которые убегают из школы-интерната в Боровичах, рассказал нашему изданию помощник прокурора Новгородской области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Георгий Свердлов.

Георгий Борисович, Вы часто сталкиваетесь с жалобами родителей на поборы в школах?

Следует отметить, что в прошлом году подобные обращения и жалобы в прокуратуру области не поступали. Вместе с тем, если родители сталкиваются с тем, что в детском саду или школе необходимо что-то заменить – парты, стулья, окна, установить видеонаблюдение, покрасили пол – они должны знать, что денежные средства на эти цели, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, выделяются из бюджета. Таким образом, если образовательная организация требует сдать на это деньги – это не законно.

Другое дело, если все условия и инвентарь соответствуют СанПинам, но у родителей есть желание купить игрушки лучше или обновить учебные пособия  они могут добровольно.

Я подчёркиваю, добровольно собрать на это деньги, однако оформить это необходимо в форме договора с организацией, в котором прописать цели на которые выделяются денежные средства, сроки покупки, реквизиты получателя – юридического лица.

В 21-й школе в прошлом между школьниками пятых классов произошла драка. И с полицией мы разговаривали, и с педагогами, и с директором. Полиция сказала, что выявлены зачинщики, проведена беседа. Как прокуратура реагирует в этом случае?

В первую очередь, при проведении проверок в образовательных организациях сотрудники органов прокуратуры, наряду с конкретным фактом причинения телесных повреждений ребёнку, дают оценку эффективности принятой в школе программы профилактики противоправного поведения в целом. Все несчастные случаи или факты причинения вреда здоровью в школе должны фиксироваться.

Если в обращении указано о подобном факте, а школа, желая сохранить имидж, это скрыла, должностные лица образовательных организаций по результатам рассмотрения принятых нами мер реагирования, привлекаются к ответственности.

Между тем, не стоит забывать о здравом смысле, имея в виду, что школа объективно не может реагировать на все мелкие конфликты школьников. Если действительно имел место факт получения травмы, то здесь уже, конечно, школа должна принимать меры. Так, например, в конце прошлого года мы проводили проверку по обращению мамы одной из учениц 33 школы, которая на перемене получила серьёзную травму в результате неосторожных действий одноклассника. Девочке пришлось даже обратиться в последующем в областную больницу, где медицинскую помощь ей пришлось оказывать путём оперативного вмешательства. Как показала наша проверка, классный руководитель, не оценив характер и серьёзность травмы, не принял мер к организации оказания девочке неотложной медицинской помощи и не поставил об этом в известность руководство школы. По результатам рассмотрения внесенного нами представления учитель привлечён к дисциплинарной ответственности.

В Новгородской области участились случаи побегов подростков. Можете назвать причину инцидентов?

Здесь следует сказать о сложной обстановке, связанной, в том числе, с закрытием в недавнем прошлом нескольких детских домов в области (Окуловка, Чудово, Солецкий, Новгородский районы). Фактически они сейчас действуют в Подберезье и Боровичах, где воспитываются в основном трудные подростки, многие из которых страдают заболеваниями, в том числе, психическими. Особую озабоченность вызывают воспитанники детского дома в Боровичах, откуда в последнее время  участились побеги, которые никак не связаны с плохими условиями их пребывания. В первую очередь самовольные уходы обусловлены несогласием с режимом пребывания, требованиями руководства к надлежащему поведению. Погуляв день – два воспитанники возвращаются обратно, однако сотрудники детского дома обязаны, в случае если ребенок отсутствует в вечернее время в учреждении, сообщить об этом в органы внутренних дел. Соответственно этот факт ухода фиксируется, организуется комплекс мероприятий по установлению их местонахождения. Многие воспитанники уезжают в Окуловку, потому что у них там друзья, родственники.

Однако проблема самовольных уходов из детского дома в Боровичах имеет и другую сторону, на которую мы неоднократно обращали внимание муниципальной и региональной власти. Убежав из детского дома, подростки совершают преступления. Количество фактов хищений чужого имущества воспитанниками ДДШ как в прошлом, так и по итогам 1 квартала текущего года существенно увеличилось.

Следует отметить, что закон позволяет органам расследования обращаться в суд с ходатайством об избрании в отношении несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу. Это крайняя мера, но иногда только она позволяет пресечь их противоправное поведение. Не так давно двое воспитанников детского дома были арестованы, но перед этим успели совершить в Боровичах более 10 краж.

Проанализировав негативную динамику в Боровичах как в прошлом так и в текущем году, нами осуществлен выезд в указанный район, проведена встреча с педагогическим составом детского дома и его воспитанниками.

 Они сами что-нибудь делают, чтобы у них не убегали воспитанники?

К каждому воспитаннику педагога не приставишь, многие учатся в иных школах в Боровичах, учреждение не закрытого типа, многие просто не возвращаются  после занятий в школе в детский дом. Справедливости ради следует сказать, что в прошлом году имела место и определённая социальная напряженность между педагогическим составом и воспитанниками. В прошлом году мы проводили проверки в ДДШ и выявляли факты ненадлежащей профилактической работы с воспитанниками, а также факты необоснованного их наказания, применение необоснованных мер воздействия, таких как запрет пользоваться сотовым телефоном.

Благодаря принятым нами во взаимодействии с профильным департаментом мерам, в конце прошлого года в ДДШ назначен новый директор, молодой, перспективный, по нашему мнению, который всячески старается вовлечь ребят в спортивные мероприятия и организовать их досуг.

В чём, по Вашему мнению, главная проблема этого детского дома?

Объективно из 70 подростков, которые там воспитываются, пристального внимания требуют 5-7 детей. Все остальные, в чём уверен и новый директор ДДШ, поддаются влиянию и контролю. Вместе с тем, есть группа детей, достигшие «трудного возраста», у которых устоялось твёрдое противоправное сознание, которое сложно перебороть и для которых сотрудники полиции не являются авторитетом, так как с ними они довольно часто  сталкиваются. У многих, помимо прочего, родственники находятся в местах лишения свободы,  общение с ними, возможно, тоже накладывает свой негативный отпечаток.

Из личного общения мы определили основные проблемы воспитанников детского дома, проработали с директором пути их решения. Однако подход должен быть индивидуальным, основная задача не допустить нарушение их прав в будущем, о чём многие воспитанники попросту не задумываются, желая сиюминутно получить какое-то благо. В том числе многие из воспитанников не задумываются, что при выпуске из учреждения им понадобятся денежные средства на первое время, которыми в настоящее время, как они считают, руководство детского дома им не даёт «рационально» распоряжаться.

Фото автора