В российский прокат вышел фильм Стивена Спилберга «Секретное досье». Новая картина одного из самых успешных американских режиссеров номинирована на «Оскар-2018».

И не удивительно – команда, работавшая над фильмом, - просто мечта. В главных ролях – титаны Голливуда Мэрил Стрип и Том Хэнкс. Имя режиссера говорит само за себя – Спилберг является четырехкратным лауреатом премии «Оскар». Оператор «Досье» Януш Камински - двукратный лауреат премии «Оскар» за лучшую операторскую работу в фильмах «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». За музыку отвечал легендарный композитор Джон Уильямс, известный по таким фильмам как «Звездные войны», «Гарри Поттер». При таком сумасшедшем звездном составе фильм просто не имел права провалиться. И не провалился.

По сюжету драмы, в 1971 году в распоряжении газеты «Washington Post» оказались секретные материалы о нелицеприятных фактах военных действий США во Вьетнаме. Ранее секретный доклад уже опубликовала конкурирующая газета «The New York Times». Белый дом тут же вмешался и приостановил затеянное изданием расследование. Перед владельцем «Washington Post» Кэй Грэм (Мэрил Стрип) и главным редактором Беном Брэдли (Том Хэнкс) стоит непростой выбор – стоит ли отсидеться в тени или все же бросить вызов Белому дому, раскрыв обществу всю правду о войне во Вьетнаме? Публикация документов может остановить войну и спасти от гибели сотни американских солдат. На кон поставлено многое – карьера, положение в обществе и даже свобода газетных титанов. Ведь за разглашение государственных тайн правительство Никсона грозит тюрьмой….

Принятие трудного решения превращается в главную коллизию фильма. Перед режиссером стояла непростая задача – снять по сути своей разговорный триллер. На экране действительно много отточенных драматичных диалогов, рассуждений, споров и почти нет действия. Бешеную гонку, стрельбу, запутанную интригу в триллере Спилберга заменяет целый спектр чувств и мыслей. Почти два часа внимание зрителей удерживает только выпуск одного номера газеты.

Так и хочется спросить – почему фильм, в котором герои много говорят и мало делают, назвали триллером? Но ведь газеты воюют словом. Война Спилберга не покидает стены кабинетов, но от этого она не становится менее жаркой. Показать триллер без крови, создать на экране напряжение без маньяка и убийства – высший пилотаж режиссера.

Интересно, что главный «виновник» скандала – военный аналитик Даниэль Эллсберг, передавший прессе секретные документы Пентагона, - на экране остается в тени. Не заостряется внимание и на последующем суде и даже над победой газеты. Спилберг не документирует американскую историю, ему интереснее показать психологический конфликт героев, вынужденных принять судьбоносное для газеты решение.

С Беном Брэдли все ясно. Это опытный журналист, профессионал, думающий только о своей газете. Есть сенсация? Конечно, нужно идти ва-банк. Собранный, энергичный, деловой, независимый, он олицетворяет саму сущность американской журналистики: «Пресса – четвертая власть, и никакой Никсон мне не указ!». Нет, Брэдли не позволит власти диктовать газете свои условия. Он будет рисковать, расскажет обществу всё о правительстве Никсона, ведь он служит правде, справедливости, демократии. Ради защиты своих принципов журналист готов даже сесть в тюрьму. Деньги, карьера, положение в обществе – все это есть у Брэдли, и от этого он готов отказаться ради своих идеалов.

Но Брэдли не дурак. К битве с Никсоном он готовится как полководец перед сражением. Перед публикацией секретного досье он приглашает самых опытных юристов, консультируется, просчитывает все варианты, думает. Он вооружен до зубов, не удивительно, что такая тщательнейшая подготовка приносит журналисту победу.

Совсем другое дело - владелица издания Кэй Грэм. Одно удовольствие наблюдать за игрой великолепной Мэрил Стрип. Кэй Грэм до 45 лет была мирной домохозяйкой, занималась домом, воспитывала детей. Но после смерти мужа ей пришлось взвалить на свои плечи семейный бизнес. Домохозяйка переоделась в строгий деловой костюм и отправилась покорять жесткий деловой мир мужчин. Пунктирной линией проходит в фильме тема роли женщины в обществе. Под неодобрительные взгляды мужчин рушится стеклянный потолок, и женщина пробивает себе дорогу на высокую должность.

Мэрил Стрип уже приходилось играть сильных, властных бизнес-леди, например, Миранду Пристли в фильме «Дьявол носит Prada». В «Секретном досье» актриса исполняет более сложную, тонкую роль. Ее героиня слабая женщина, которая вынуждена стать сильной. Она не может так быстро и решительно согласиться напечатать материалы, как Брэдли. Кэй несет ответственность за всех сотрудников газеты. Кроме того, ей нелегко опорочить определенных лиц из Белого дома, с которыми она поддерживает дружеские отношения.

Сложная игра Стрип удерживает внимание зрителя на протяжении всего фильма. Точно, достоверно передает она все душевные терзания своей героини. Сразу видно – перед нами не акула бизнеса, а обычная женщина, на плечи которой свалилось бремя ответственности. Кэй нужно выполнить свой долг, и выполняет она его достойно.

На экране подробно показан процесс выпуска номера газеты. Фильм возвращает нас в те времена, когда не было еще компьютеров, и люди с нетерпением ждали утреннюю газету, чтобы прочитать ее за завтраком.

Газеты не только отражали историю, они ее творили. «Секретное досье» Спилберга – панегирик честной журналистики. В последнее время в голливудских фильмах почти стало традицией подчеркивать продажность прессы. Спилберг эту традицию смело нарушает, не испугавшись обвинений в излишней пафосности.

Журналисты в его картине – смелые, достойные уважения люди. За поиском правды исчезает даже конкуренция между крупными изданиями США, наоборот, американские газеты становятся солидарны друг с другом. Журналистика, подчеркивает Спилберг, стоит на страже закона и соблюдения принципов демократии. И сильным мира сего следует всегда помнить об этом, иначе русло истории направит секретное досье.