Бюро приключений «53 тура» совершило очередную акцию гуманитарной помощи новгородской интеллигенции. В город приехал петербургский Фестиваль независимого кино. Его создатели, компания Фильмкино, уверены, что «в России снимают крутое кино», жанровое, очень дружелюбное к широкой аудитории. И готовы не только этим поделиться, но и монетизировать зрительский интерес в пользу авторов. Для этого проходят показы в кинотеатрах и создан специальный ресурс – filmkino.pro. Короткометражки сняты на частные деньги и, по словам продюсера Александра Макарова, всё равно не могут отбить даже скромный бюджет.

Фестивальный показ предполагает некую интригу, игру в официоз – ведётся опрос зрителей и даже специального жюри, чтобы выбрать лучший фильм. Это не может не вызвать иронической улыбки, но в то же время понимаешь, насколько условное соревнование важно создателям. И было бы странно, если вдруг последнее место хоть как-то могло расстроить режиссёра. В этом случае имеет смысл лишь попадание в аудиторию историей, которая оказывается более или менее близка вкусам и настроениям одного конкретного дня. И то, что оценки фестивальной программы петербуржцев и новгородцев совпали, лишь свидетельствует о нашем общем пространстве, без глубокого разбора художественных достоинств и промахов увиденных фильмов.

Фестивали и премии ещё тем хороши, что позволяют ловить резонанс в зрительном зале, а также поиграть в общий знаменатель у художников. Где у них совпадают темы, приёмы, тональности, где они сходятся и разбегаются.

ФНК 2018 сразу же оглушил тем, что неизменной во всех работах остаётся сатира. Довольно жёсткая, ехидная. Карнавальный смех преследует зрителей в любых жизненных и сюрреалистических ситуациях. Понятно, что юмор – лучшее средства расположить к себе любую публику, затесаться среди народа. Но смех ещё нередко возникает от нервного перенапряжения, невозможности разрешить социальную или идеологическую проблему мирным, цивилизованным путём.

B5wYLScpFgAТак, совершенно легкомысленная комедия «Трейлер. История одного киномана» подкупает в первую очередь ответственным подходом к визуальным конструкциям, использующим широкий набор приёмов. Сюжет о подростках, представляющих себя крутыми героями клишированных фильмов, режиссёр Александр Гаврилов выводит за рамки проходного выпуска «Ералаша» мягким юмором, беззаботностью и небрежностью, за которой – чудовищная пустота. Глядя на обаятельные молодые лица, трёхсекундные пародии на обожаемые подростками жанры кино, перенасыщенность эффектами, сильнее ощущаешь ценность времени, потраченного на всю эту ерунду.

 0 7po9m4wgТоже вполне «ералашный» сюжет о буллинге в одной типичной школе принёс фильму «Стрела» победу в голосованиях, он же и самый дорогой по бюджету. К теме сатиры его особенно приближает позаимствованная из мультсериала South Park сюжетная идея. В эпизодической роли директора снялась звезда театра Льва Эренбурга Хельга Филиппова. Несколько истеричных всхлипов в кадре не могут считаться серьёзной актёрской работой, но говорят о серьёзности режиссёра Евгения Никитина на пути к большому кино. По масштабности событий и детальности, конечно, «Стрела» выдается вперёд во всей программе. К чести авторов, здесь при кажущейся предсказуемой расстановке сил, система персонажей далеко не однозначная. Мажористый увалень (Владислав Валихметов) обладает недюжинным умом. А благородная девчонка из неблагополучной семьи, дающая ему отпор (Виктория Плоп), за драки была выгнана из предыдущей школы. Режиссёр показывает крупным планом множество и других школьников, несколькими штрихами создавая и узнаваемые типажи, и живые, неоднозначные оценки членов «стаи». В результате, границы того, «что такое хорошо и что такое плохо» размываются, обнажая одну константу – человеческую жестокость и чувство безнаказанности. Но при всей драматургии, гладкости и отточенности ругательных реплик школьников, препирающихся с преподавателями и друг с другом, фильму не хватает художественной атмосферы, вытащившей бы короткометражку из социального заказа на «язвы общества».

Зато атмосферы предостаточно у Алексея Лаврентьева в фильме «Снято». Только за одну эстетскую работу с цветом, планами, ритмами и, конечно же, актёрскую многозадачность Дмитрия Белова можно полюбить эту картину. А титры – вообще отдельное произведение искусства. Заявленная как «арт-хаус» драма «Снято» – всё тот же анекдот, изящно пародирующий сюрреализм, чтобы в финале огреть бытовым, примитивным твистом. Душа художника – путь страданий, где смерть – единственный верный способ добиться катарсиса. Развязный сарказм продублированных в одном лице режиссёра, актёра, помощника и сценариста спорит с эстетской, живописной картинкой, чтобы раскатать весь пафос по бревнышку, не щадя зрительских чувств. По факту – смешно и оптимистично. Но на деле – «из какого сора…».

26xgsiVPnNgДругой фильм, где ритму и цвету уделено много внимания, снял Илья Аксёнов. Офисная рутина «ПНХ» с первых же кадров обдаётся беспощадной сатирой. Работники, спотыкаясь, носят по локациям цветные бумажки, которые в начально-конечной точке уничтожаются. Предсказуемо, что героиня Марины Митрофановой совершит какую-то критическую ошибку и вырвется из временной петли – траектория её движений графически заключена в символ бесконечности Валлиса. Но наблюдать за тем, как в архитектурные горизонтали и вертикали мегаполиса входит живая природа, а униформные краски разбавляются оттенками, – своеобразное коктейльное удовольствие.

Примерно на той же сюжетной ситуации построена работа Никиты Ордынского «Ваши документы». Стильная, внешне серьёзная и строгая история таит в себе сатирическую бомбу – в прямом и переносном смысле. Уже то, что сюжет основан на некогда очень популярной компьютерной игре, должно вызвать ироническую улыбку. Задача игрока в «Papers, Please» – не пропустить через границу террориста, изучая документы. У зрителя нет такой интерактивной возможности. Он может лишь обречённо наблюдать и ждать, когда прозвучит неизбежный взрыв. Но он усилен трагической виной героя, сыгранного известным киноактёром Игорем Савочкиным. Таможенник отказывает беженке, хотя его попросил закрыть глаза на формальности трогательный знакомый солдат. Но, поверив милому щебету одной из бесчисленных просительниц (намеренно комедийной), пропускает террориста с бомбой. Стоит отметить, что и музыка, и цветовая палитра максимально передают атмосферу самой игры, а фильм оказывается законченным и самостоятельным высказыванием на тему системной ошибки, фатально заключённой в самой человечности.

cr9cn0vbv6wНаконец, enfant terrible фестиваля, мокьюментари Эдгара Закаряна «В воду». Не только подростковый мат на фоне моцартовской увертюры к «Женитьбе Фигаро», но и общая рыхлость идеи, жанровая неустойчивость позволяют думать, что фильм проигрывает более дорогим и выстроенным соперникам. Но дерзость, с которой режиссёр захотел поговорить о душе художника, столкнув молодых творцов в неловком конфликте, роднит его со «Снято». Нет, не стоит их класть на одну полку, эстетические пути там расходятся. Закарян не стесняется вульгарности, пародируя съемочный процесс и модные идейные «закидоны» кинорежиссёров. Чем оставляет горькие размышления о приземлённости закулисья и несбывшихся ожиданий. Его герой берет кредит на фильм, который обречён. Материальная сторона тоже здесь важна, не исключая отсутствие понимания с актёром, выраженное в грубых, но довольно точных словах.

И это ещё одна тема фестиваля – проекция киномира, снаружи и изнутри. Авторам фильмов, оказывается, чрезвычайно важна рефлексия в творчестве и профессии, вынос на зрительское сочувствие и обсуждение своих цеховых проблем, надежд и трагедий. Наблюдать за этим как минимум увлекательно, потому что сделано всё талантливо и вежливо по отношению к зрителю.

В России снимают крутое кино. И круто, что его показывают.

Возрастное ограничение 16+

Фото предоставлено организаторами