Сегодня в деревне Скирино Солецкого района Новгородской области открыли памятник Шелонской битве.

В этих местах в 1471 году войско московского великого князя Ивана III разбило новгородцев, что стало началом конца Новгородской республики.

Скирино – большая оживлённая деревня, в которой много дачников. Среди достопримечательностей – двухэтажное здание из красного кирпича, кажется, достаточно старинное. В советское время здесь располагались клуб, почта. Сейчас здание разваливается. Фундамент недавно укрепляли. Местный житель говорит, что этим «занимался Саня».

Староста деревни Александр Минин пользуется здесь общим уважением. Именно ему и священнику церкви из деревни Борисово отцу Николаю три года назад пришла идея поставить здесь памятник Ивану III. Тогда новость о том, что в Солецком районе решили увековечить завоевателя Великого Новгорода (который, впрочем, увековечен на «Тысячелетии России») наделала много шуму.

Сколько историков – столько мнений, – говорит Александр Минин. – Кто точно знает, что было 550 лет назад... Объединение Руси произошло. Может и к лучшему.

От памятника великому князю всё-таки отказались. Решили поставить памятник павшим воинам. Архитектор из другого региона Ирина Колесникова предложила Минину разные варианты, а он выбирал и сам воплощал в жизнь на свои деньги и деньги, собранные односельчанами:

Друзей привлекал – кого приварить, кого – покрасить. Кузнецы секиры выковали по совету историков, как они выглядели в пятнадцатом веке. Народный памятник получился.

Фундамент на окраине был залит три года назад. Сооружение памятника начали в ноябре. В марте закончили, но открытию помешала эпидемия коронавируса. Он стоял плотно закутанный и до сих пор сельчане, по словам Минина, памятник не видели.

Открытие назначили на день близкий к годовщине Шелонской битвы – 14 июля. Собралась вся деревня. Сильный ветер сегодня стянул со стелы саван, не дожидаясь официального открытия.

Надо сказать, что в Скирине уже был памятник Шелонской битве, поставленный, по словам местных, администрацией лет пятнадцать назад. Новый памятник установили метрах в пяти от ограды старого. Рядом со стилизованной под часовню белой стелой со сглаженными углами вырос новый памятник – весь из острых граней, стального цвета. И то же с колокольчиком. Идею его Александр Минин объясняет так: два противоборствующих меча и колокол, как символ единства. Тезис — антитезис – синтез. А то, что два памятника стоят рядом – так они образуют мемориал.

Надо сказать, что рядом есть ещё поклонный крест, посвящённый битве. А ещё один памятник стоит в деревне Велебицы со знаменитой надписью: «Создателям Единой России – вечная благодарность потомков».

Надписи на обоих памятниках в Скирине схожи: они говорят о состоявшейся битве и создании единого государства. В обе надписи вкралась одна и та же ошибка в дате – «14 (27) июля 1471 года». Если дату пятнадцатого века переводить на новый стиль – добавлять надо не 13, а девять дней. У нас, впрочем, и ко дню  Ледового побоища, которое в «субботу, 5 апреля» 1242 года добавили 13 дней и 18 апреля объявили днём воинской славы.

На торжественной церемонии сегодня говорили о воинах, сложивших голову за единое отечество (правда, сражались они друг с другом).

Отец Николай, настоятель церкви в Борисове аллегорически сказал, что мечи сражавшихся между собой воинов высекли искру горячей любви. Любовь сплотила новгородцев и москвичей, которые вскоре вместе свергли татарское иго.

Священник ещё много говорил об Иване III и держал в руках том ЖЗЛ с его биографией – может быть, памятник Ивану Васильевичу всё-таки устроил бы его больше.

Выступили на открытии и представители старообрядческой поморской общины.

Зачитали письмо историка из МГУ Николая Борисова: новгородская боярская республика была замечательным явлением, но своё отжила.

А глава Солецкого района Александр Котов напомнил, что на 14 июля пришлось ещё одно знаменательное событие – контрудар по немцам в 1941 году.

В честь открытия памятника состоялся небольшой салют.

Так в деревне Скирино появилась новая достопримечательность. Секиры на нём не случайны – местные жители считают, что от секиры и произошло название деревни.