В последние пару лет кажется, что все вокруг только и говорят о том, как бы запустить бизнес. А если бизнес, то непременно в IT-технологиях. Путь этот сложен и тернист, таит в себе много подводных камней. О том, как избежать стартовых ошибок в этом бизнесе рассказали в «Точке кипения» на лекции Дмитрия Цымбала, директора компании Antares Software и по-совместительству старшего преподавателя НовГУ.

Как заявляли организаторы, Дмитрий – один из лучших топ-менеджеров страны в сфере IT. В конце 90-х именно он с партнёрами сделал в Великом Новгороде первую компанию, которая занимается программированием. Разговор получился не столько об IT, сколько о бизнесе и профессионализме в целом – с историями из личного опыта лектора. «ВНовгороде.ру» публикует конспект лекции.

Когда я был молодым и глупым, я хотел заработать миллиарды денег. Но есть такая фишка: в определённый момент времени человек должен для себя решить, чего ему больше хочется – иметь условный миллиард в кармане или больше стремиться к тому, чтобы жить как хочется.

Когда у тебя есть миллиард денег, то ты не спишь спокойно – у тебя вечно просят помощи: государственные структуры просят побыть меценатом, ты постоянно думаешь о том, чтобы твои деньги не украли, чтобы они работали, приумножались. У тебя возникает целый комитет по управлению твоими деньгами и это очень сильно выматывает.

Зарабатывание денег и жизненная гармония – это две разные вещи. Но этот выбор перед вами в любом случае встанет в какой-то жизненный момент. И на этой точке вы должны уже быть сформировавшимся профессионалом. Запомните одну простую вещь: чтобы этом мире чего-то достичь своим трудом, вам надо стать мегапрофессиональным. Что это значит? Профессионал не обязан знать всё, нет. Но что-то одно вы должны знать лучше всех. Первый закон маркетинга гласит – «продать можно всё, даже дохлую кошку». Всегда найдётся идиот, которому она будет нужна. Это относится и к продаже ваших умений. Вы можете, к примеру, лучше всех знать алгоритмы логистики, можете оптимизировать логистические маршруты. Это – основа.

Теперь поговорим о том, как зарабатывать. Первый вариант, мало реалистичный – если вы будете делать что-то сами, в одиночку. В том же AppStore – там тысячи приложений. Но таких, что сделали одиночки и они взлетели, там меньше сотни. То есть, вероятность того, что вы напишете приложение, которое взлетит и покорит весь мир, стремится к нулю.

В IT-сфере есть две дороги – продуктовая и сервисная. Если выбираете первую, то вы идёте в компанию, которая разрабатывает продукты – например, приложения. Сервисная дорога – это когда вы выполняете заказные работы. Но, в любом случае, для стартапа вам нужна команда, которая должна состоять, как минимум, из четырёх человек. Нужен технический лидер – человек, который умеет отлично программировать. Второй участник – продажник. Маркетолог, продуктолог, продавец – в общем, человек, который наладит коммуникации, может общаться с клиентами, выступать на конференциях, рассказывать о вашем продукте. Его задача – коммуникабельность, и сюда нельзя ставить технаря, потому что он запорет всё. Потому что технари, как правило, не умеют разговаривать – да и работа эта требует много времени. Третий человек, который обязательно должен быть в команде – это художник, дизайнер. Потому что продукт может быть любого качества и его будут брать, если он очень красивый. Если он ещё и удобный, то его будут сметать, как горячие пирожки.

Двигать проект должен его идейный вдохновитель. Он может быть на любой из трёх позиций. Также решения могут приниматься коллегиально. Всё зависит от того – как он подбирал себе людей в команду. Условно говоря, если мы пошли с другом выпить по пиву и я ему предложил «а давай-ка замутим проект», то мы, наверное, должны вместе советоваться, обсуждать решения.

Расскажу про инвесторов.

В понимании российских людей инвестор – это такой дядька с мешком денег. И если к нему подойти, вежливо попросить, то он отсыпет кучку денег. И всё – многие считают, что их и отдавать не придётся. Чаще всего, идёт такой разговор – «дайте денег и мы сделаем приложение». Ответ всегда нет. Почему? Потому что инвесторы очень циничные дядьки – им пофиг на вас, на всех. Они сегодня дают тебе доллар, чтобы через два-три года получить десять. Или сто.

И если вы что-то придумали и хотите это запустить, то вы вкладываете либо свои собственные деньги либо личное время на создание этого нечто. Первое правило – что-то новое всегда появляется за собственный счёт. Ещё есть вариант, что у вас есть близкий друг-меценат, у которого завалялась лишняя тысяча долларов. Но таких желающих, как вы, у такого друга обычно полно.

Запомните – любому инвестору вы интересны только тогда, когда у вашего продукта уже есть выручка. То есть, вы приходите к нему и говорите: «чувак, у меня доход миллион рублей в месяц. Дай мне x денег и я сделаю десять». И объясняешь как. В таких случаях деньги дают. Потому что здесь есть именно увеличение выручки, а не создание чего-то с нуля. К моменту обращения к инвестору у вас уже должно быть что-то работающее. Пусть криво, косо, но оно должно генерировать деньги.

Всё, что вы придумали, уже, скорее всего, существует. Придумайте любую программу, зайдите в AppleStore – оно там по-любому есть. Чем можно выпендриться. Запомните - красиво выпендриться можно только хорошим знанием математики. Если вы пытаетесь сделать сервисную фотографию – заказ еды, вызов рабочего – то на них вы сможете заработать, если будет много клиентов. Хотите продвинуться сами – тогда у вас должно быть техническое ядро, отличный технологический алгоритм, который кроме вас никто не сможет сделать. Это может быть алгоритм компьютерного зрения, распознавания звука, предсказания чего-либо – например, инфаркта. Любые алгоритмические знания ценятся всегда, поэтому это лучшая инвестиция в вас.

Вы всегда должны знать, сколько вы стоите. Если ко мне приходит приятель и говорит: «дай тыщу баксов на такой-то проект», то я сразу спрашиваю – а куда тебе эти деньги, расскажи? Если человек даёт полную раскладку, то он в теме и понимает, о чём говорит. Просто пример из жизни – мы как-то работали с «М.». Прежде чем мы подписали с ними контракт, мне пришлось защищать бюджет. Мне говорят: «Дима, смотри. Мы, «производители сотовых телефонов», приехали на какую-то выставку искать субподрядчиков. Встречаем серьёзную компанию, говорим, что нам нужны программисты. Те сразу видят, что перед ними ребята из «известной фирмы», и у них загораются глаза. У них спрашивают – сколько вы стоите? Те отвечают – сто долларов в час. Но это даже для «известной фирмы» многовато. Им предлагают пятьдесят баксов. Они, не моргнув глазом, соглашаются. И им говорят – спасибо, до свидания». Потому что не бывает скидок в два раза. Если вы варьируете цену от 50 до 100 долларов, то вы просто не понимаете о чём речь, вы не профессионал и с вами никто работать не будет.

Расскажу как мы начинали. Я тогда работал в университете – я и сейчас там периодически преподаю, так сказать, оказываю благотворительную помощь. Так вот, конец девяностых, денег в образовании нет. Мечта программиста – работа в банках. Тогда там платили двести долларов в месяц и за эти деньги ты должен был делать вообще всё – «ты ж программист». Поэтому ему приходилось учить бухгалтерию работе с экселем, протянуть сеть, пережать провод – это всё приходилось делать. И это считалось пиком карьеры. Но я так жить не хотел. Я хотел работать в компании, где программист – человек номер один. Где он мог бы своим умом зарабатывать деньги. Поэтому мы с компаньонами организовали компанию. И только потом стали думать – «а чё нам, собственно, делать?». Я стал вычислять узкую нишу, где мало конкурентов, которая может быть при этом и самой сложной. И нашёл рынок карманных компьютеров.

Только пришедшего к нам выпускника университета я даже близко не подпущу к коммерческому проекту, потому что для меня это большой риск, вы ведь можете облажаться. У меня нет нянек, чтобы вас воспитывать, поэтому стоимость ваших вложений в себя где-то три года. Это время вы, скорее всего, будете работать за еду, но сделаете пару хороших приложений. Тогда уже можно будет подпускать к коммерческим проектам.

Если вы не программист, но хотите попробовать себя в IT-сфере, то вам надо не следить за хайпом вокруг блокчейнов и прочего. Вам надо понять, какую полезную услугу или сервис вы можете предложить людям – за что люди вам будут добровольно отдавать деньги. По сути, код – это лопата. Если она есть у вас в руках, то вы можете заработать несколькими способами – можете вскопать огород, поле или ещё что. То есть, деньги вам платят за копание, а не за то, что у вас есть лопата. Если вы не технарь, вы должны иметь нюх – видеть, где можно взять деньги и как их перенаправить себе при помощи каких-то айтишных инструментов. Надо уметь увидеть волну и вовремя оседлать её.