Второе обращение губернатора Никитина к людям новгородским

На первой неделе марта губернатор Новгородской области Андрей Никитин предпринял массированную атаку на умы жителей региона. Г-н Никитин дважды выступил в прямых эфирах – портала «ЧП 53» (4 марта, 100 000 слушателей и зрителей) и Общественного российского телевидения (6 марта, аудитория неизвестна).

Получилось не очень. Говорил губернатор в общем-то об одном и том же, самом актуальном, но по-разному. Например, о ремонте дорог.

4 марта Андрей Сергеевич сообщил, что за 17-18-й годы «под 2000 км удалось отремонтировать… Продолжаем ремонтировать опорную дорожную сеть по всей области, что запланировано сделать за три года. А за пять лет отремонтируем все проблемные дороги в регионе. На это уйдет 15 млрд. рублей».

6 марта через ОРТ (на внешний контур) была предложена иная версия: «Дорог в нормативном состоянии, когда я пришел, было [в регионе] около 25%, сейчас, по-моему, 34%, то есть мы больше тысячи сделали за два года».

Понимаю, что могу уже надоесть читателям с этой «дорожной арифметикой». Однако с тех пор, как г-н Никитин в своей статье «Стратегия пяти шагов» (июнь 2017 года) заявил, что за три года отремонтирует 2390 км опорной сети дорог (в том числе – 997 км в 2017 году), он регулярно возвращается к этой теме. И сам себе противоречит. 4 марта – 2000 км (то есть на 2019 год осталось примерно 400 км), 6 марта – 1000 км.

31 марта 2018 года – президенту РФ: «На момент начала работы у нас нормальных дорог было 26 процентов. Благодаря вашей поддержке на конец [2017] года стало 35», то есть – опять 1000 км отремонтирована.

21 февраля 2019 года – президенту РФ: «Больше тысячи километров дорог мы за эти два года отремонтировали». Хотя в 17-м году на дороги ушло 2 млрд. рублей, а в 18-м – 4 млрд., протяженность отремонтированных трасс практически не изменилась.

Дорожный ремонт – сфера, трудно поддающаяся общественному контролю. Безликие километры якобы ремонта рядовой гражданин не идентифицирует до тех пор, пока на какой-то дороге с ним не случится ЧП. Тогда он вспомнит, что ее ремонтировали или не ремонтировали, и вспомнит, что ему внушали: 2000 км где-то сделаны. Пренебрежение, с каким относится г-н Никитин к людям, запрашивающим конкретную информацию, выглядит харизматичным.

Вот губернатор заклинает аудиторию на предмет развала системы здравоохранения в регионе. 4 марта: «Никакой работы не ведется – врачи не выезжают, диспансеризации нет, первичной диагностики нет». 6 марта: «Вообще планы – наращивать объемы медицинской помощи. Никто [в районах] не ведет диагностики, нет никакой ранней помощи… Мы межрайонные больницы начинаем наполнять оборудованием, проводим их ремонт и бесплатно из районов людей будем доставлять на плановую госпитализацию и обратно тех, кому эта бесплатная доставка нужна».

Здесь, на мой взгляд, необходимо усилить сказанное цитатой из выступления Андрея Сергеевича 11 февраля с.г. на коллегии областной прокуратуры: «Максимальная мобильность и доступность первичных обследований [означает, что мы] должны дойти до каждого населённого пункта, в том числе – численностью менее 100 человек».

Как планирует это сделать губернатор – даже с четырьмя мобильными поликлиниками «Медкара» – совершенно непонятно. В программе на ОРТ Новгородскую область сравнили (по площади) с Данией и Швейцарией. Не очень удачно, потому что мы примерно на 25% больше. Тем не менее, трудно представить, что в этих странах кто-то решился бы строить систему здравоохранения по «новгородскому образцу». Дескать, к вам в кантон (Швейцария) раз в год – не реже! – будут приезжать мобильные поликлиники, флюорографы, маммографы и т.п. А если что серьезное – в Цюрих или в Берн, там больницы оснащены как надо!

Кроме того, из нашей программы максимальной доступности медпомощи выпадают ФАПы. По словам губернатора (президенту, 21 февраля), в этом году мы поставим их в районах три с половиной десятка. Плюс президент распорядился снять возрастные ограничения в ФЦП «Земский доктор» (раньше врачи старше 50 лет не могли рассчитывать на 1 млн. рублей невозвратной субсидии при переезде на село). Но эти два фактора не находят отклика у губернатора, не связываются. Его, похоже, гипнотизирует иллюзия, что наша передвижная поликлиника «первая в стране, первый раз она лицензирование и тестирование проходила» (ОРТ, 6 марта). Однако это совсем не так.

Например, в Красноярске передвижной комплекс «Медкар» появился в конце 2017 года. А на Сахалине тогда же – сразу четыре (через полгода – еще пять)! Потом – в Севастополе, в Саратове, в Уфе… Правительство Московской области еще 21 февраля 2018 года включило «Медкар» в региональный реестр инновационной продукции.

Самая первая презентация этого комплекса-поликлиники имела место в январе 2017 года как «автомобиля специальной скорой помощи на шасси КАМАЗ для районов Крайнего Севера». А уж когда Минздрав утвердил Правила предоставления и распределения в 2019–2021 гг. из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами, тут мы и стали «первыми», кто привез с собой «Медкар» на форум в Сочи. Представляю, как подтрунировали над «презентацией Никитина» в кулуарах форума…

Причем, это далеко не единичный случай, когда г-н губернатор идет наперекор собственной логике. На том же ОРТ, отвечая на вопрос о реформации Мошенской ЦРБ, он говорит, что эта больница будет присоединена к «межрайонной больнице города Боровичи» (?!). А про боровичскую больницу – тут же: «там во время войны был госпиталь, вот с тех пор она примерно в том состоянии и находится. То есть полностью просело первичное звено – нормальная диагностика и нормальная межрайонная больница».

Пишу, что Андрей Сергеевич противоречит собственной логике. Но на деле логики-то здесь и нет: и мошенская больница плохая, и боровичская на ладан дышит. Зачем же вы соединяете две «развалюхи»? Чтобы через год присоединить Боровичскую ЦРБ к Новгородской ОКБ? Или в Боровичах поставят на прикол три-четыре «Медкара»?

В нашем областном правительстве выстроилась такая система отношений, когда спорить с губернатором (пытаться им «манипулировать») нельзя. Можно, как метко сказал президент России Владимир Путин, только «подхрюкивать». Это тоже занятие не для любителя, а для профессионала. Но с профессионалами у нас в правительстве всё в порядке.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay