Как губернатор создал уже работающий Совет

11 мая на портале правовой информации был размещён губернаторский указ №172 от 8 мая с.г. о создании Совета при губернаторе Новгородской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам (ССРиПП). «Новая» структура создана «для обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Новгородской области, органов самоуправления, общественных объединений и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных со стратегическим развитием Новгородской области, говорится в первом абзаце документа.

Кроме того, ССРиПП, как консультативно-совещательный и координационный орган (п.1 Положения о Совете) будет готовить для губернатора «предложения по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти (п.2.4 там же), вести «мониторинг достижения показателей по основным направлениям стратегического развития» (п.2.5), а президиум Совета станет постоянным органом управления проектной деятельностью в регионе (п.2.6) и т.д. Как понимаете, есть ССРиПП и есть у него президиум. Отмечу, что в Совет входят 21 человек, а в президиум несколько меньше – всего 15.

В принципе, правильнее было бы назвать эти формации нижней и верхней палатами ССРиПП. Хотя бы, во-первых, из незначительной разницы в численности составов. А во-вторых, в президиум, как ни странно, входят только семеро членов Совета, хотя в Положении о ССРиПП сказано, что «в составе Совета формируется президиум Совета». Но ведь – в составе, а не из состава. Потому, наверное, и губернатору в президиуме стула не нашлось, а председателем президиума является заместитель председателя Совета, заместитель председателя областного правительства Евгений Богданов. Ни в указе, ни в Положении о ССРиПП не сказано о верховенстве какой-либо из этих структур, но президиум «готовит вопросы для рассмотрения на заседаниях Совета» (п.3.2 Положения). Стало быть, можно предположить, кто рулит…

Впрочем, не это самое интересное в короткой, как кажется, истории ССРиПП. Как сообщал пресс-центр Правительства Новгородской области, «26 января [2018 г.] состоялось первое заседание президиума Совета при губернаторе Новгородской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Его провёл заместитель председателя правительства региона, председатель президиума Совета Евгений Богданов».

Из того же релиза следует, как г-н Богданов оценил актуальность создания ССРиПП. «В настоящее время на федеральном уровне активно внедряются методы и подходы проектного управления в органах государственной власти, – отметил он. – Можно смело говорить о том, что это становится одним из трендов современной системы управления. Важно понять, что суть проектного управления – это не обременение сверху поручениями от руководителя, а зарождение инициативы внизу и её развитие до верхних уровней».

Особо хочется подчеркнуть это «в настоящее время». Ведь Владимир Путин подписал Указ №306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам» ещё 30 июня 2016 года. И что самое интересное наш губернатор (а в ту пору – гендиректор АСИ) Андрей Никитин вошёл в состав и президентского Совета, и президиума Совета. Тем не менее, это обстоятельство не заставило Андрея Сергеевича подумать о создании регионального ССРиПП раньше, чем через 15 месяцев после приезда в Новгородскую область.

Возможно, побудительным мотивом стало то, что 13 апреля на Красноярском экономическом форуме Правительство РФ объявило результаты оценки качества проектного управления в 18 регионах страны. И обещало, что в мае представит оценки зрелости проектного управления во всех регионах на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

В обиходе это исследование уже получило название «Индекс зрелости». При подсчёте индексов исследуются следующие элементы системы управления проектной деятельностью:

- стратегическое планирование: как предлагают и отбирают к реализации проекты;

- качество управления проектами: как реализуются проекты, какая доля проектов достигает целевых результатов в сроки и в рамках бюджетов;

- система принятия решений и коллегиальных органов проектной деятельности: как и какие принимаются решения;

- развитие компетенций команд;

- система стимулирования участников проектов.

«Когда мы проводим такую комплексную оценку, мы анализируем процедуры проектной деятельности, результаты применения инструментов проектного управления, степень автоматизации и масштаб проектной деятельности в организации, – поясняет директор ЦПМ РАНХиГС Олег Билев. – Причём вес оценки результатов – 2/3 общей оценки, потому что даже прекрасно прописанные процессы и процедуры можно не соблюдать или соблюдать для галочки, не меняя суть работы и не работая на результат».

Короче говоря, на бумаге после выхода указа №172 у нас гладко. Впереди – дорога через овраги, ибо о проектном управлении в Новгородской губернии пока больше говорят, чем делают.

Хотя, по словам ответственного секретаря ССРиПП, заместителя председателя ССРиПП, заместителя руководителя администрации губернатора Новгородской области Анны Бирюковой, «проектное управление доказало свою эффективность. Ведь именно благодаря чётким и скоординированным действиям рабочих групп наш регион смог успешно реализовать большинство целевых моделей по упрощению процедур ведения бизнеса». Это она сказала 26 января на первом заседании ССРиПП, созданного 8 мая, спустя три с половиной… месяца.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay