Как гласит календарь «ВНовгороде.ру», первый велосипед в Новгороде появился 11 июля 1883 года и почти сразу стал менять новгородскую действительность. Спустя 133 года велосипед снова считается перспективным средством транспорта и до сих вызывает странные чувства у чиновников.

К концу XIX века растущая популярность велосипеда привела к росту тревоги депутатов городской думы. В 1900 году, когда в городе было более 200 велосипедов, было принято решение ввести налог на это транспортное средство в размере трёх рублей в год. Позже, в 1917 году из-за того, что лошади при встрече с железными «конями» вставали на дыбы от испуга, велосипедистам предписывалось останавливаться и прятать свой транспорт от животных.

Спустя 133 года в думе Великого Новгорода заседают три депутата (из 30), которые занимаются или занимались ранее популяризацией этого вида транспорта. Велосипед в среде урбанистов считается более современным, экологичным и экономичным для города и горожанина, чем автомобиль. При том, что автомобиль моложе.

Велосипед и спустя все эти годы кажется нашим чиновникам чем-то странным и непонятным. Непонятным до той степени, что заниматься развитием этого вида транспорта в регионе обязали спортивных, а не транспортных бюрократов. В областном центре ситуация с пониманием роли велосипеда обстоит чуть лучше: в мэрии два года назад была создана комиссия по развитию велосипедного движения.

Велосипед остаётся непонятным и для обычных горожан, участников дорожного движения. Почему-то он считается жутко травматичным видом транспорта, хотя о статистике происшествий с участием велосипедистов и пешеходов без участия автомобилей ничего не известно. Быть может, если полицейские и ГИБДД будут относиться к велосипеду более серьёзно и начнут собирать по нему статистику происшествий, мы реально сможем понять, так ли опасен велосипед для окружающих, как говорят?

Приходится сталкиваться с плохим качеством дорог (хотя я передвигаюсь по тротуарам, тоже ужас), на многих перекрестках очень высокие поребрики. Пешеходы не всегда адекватно реагируют на велосипед — хаотично меняют направление своего движения, сложно бывает предугадать, с какой стороны их лучше объехать. Из-за опасения кражи приходится хранить велосипед дома — для меня лично это третий этаж и около 17 кг веса в руках плюс цепь-велозамок тоже тяжёлая, – считает велосипедистка Анна Лециус.

Лошадей в городе теперь можно встретить, разве что, в Кремлёвском парке, и они больше не встают на дыбы при виде двухколёсного транспорта. Привыкли и к четырёхколёсному. Зато автолюбители предпочитают объезжать двигающегося по краю проезжей части велосипедиста чуть ли не по встречной полосе. Чтобы таких казусов было меньше, велосипедная общественность уже десять лет твердит о необходимости создания сети велодорожек и велополос. Мэр разводит руками и не верит, что велосипед может стать полноценным видом городского транспорта. Но всё равно идёт на какие-то уступки, и новые улицы появляются с велодорожками, которые, впрочем, почти всегда необходимо доводить до ума под пристальным контролем той самой велообщественности.

Строители точно так же, как и все вышеназванные, не понимают ни сущности велосипеда, ни его роли для горожан. Поэтому велосипедистам приходится спешиваться, чтобы перешагивать различные препятствия в виде поребриков и ступенек. В домах до сих пор не проектируют велопаркинги, хотя почему-то для машин такая опция имеется прямо во дворе.

Большинство новгородцев предпочитает использовать для поездок горные велосипеды, что странно в равнинном городе, но легко объясняется «качеством» инфраструктуры. Высокие бордюры, ямы на тротуарах и дорогах, разбитая плитка — всё это плохо сочетается с ситибайками. Но это не значит, что их не надо покупать, как раз наоборот, это город надо приводить в порядок, – говорит велосипедист и новгородский урбанист, участник проекта «Новый город» Анна Соколова.

Велосипеды с особенностями и удивление вызывают особенное. Каждый из них похож на обычный дорожный байк: два колеса, рама, педали, руль. Просто дизайн другой. Комментарий куратора проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» и водителя складного велосипеда Strida Евгения Нефёдова по этому поводу:

Я еду дальше, ловлю взгляды прохожих, встречных велосипедистов, пассажиров автобусов и троллейбусов, водителей автомобилей. Первая реакция людей, пожалуй, — удивление, затем осмысление увиденного, а затем у всех по-разному. Молодёжь, например, почти всегда по-доброму смеётся. Я слышу за спиной «ах-ха-хах». Наверное, в их глазах я выгляжу каким-то неординарным человеком, может быть, чудаковатым, или езда на таком велосипеде воспринимается как «прикол». Конечно, мне тоже становится смешно. Но я думаю, что когда-нибудь это будет самой обычной ситуацией и во многом, благодаря тому, что я делаю сейчас — еду по Великому Новгороду на треугольном велосипеде.

Евгений и Екатерина Нефёдовы на велосипедах Strida

Как и 133 года назад, так и сейчас живёт Великий Новгород бок о бок с этим привычным и в то же время непонятным видом транспорта.

Мнения и фото: проект «Великоновгородцы» на сайте clafre.com