Великий Новгород энергично обсуждает введение транспортной карты «Береста». Напомню слова заместителя директора по развитию ГОУП «ЦДС» Виктора Акинина, произнесенные при презентации новинки: «Электронная система оплаты проезда вводится в первую очередь для удобства пассажиров, а также для контроля пассажиропотока».

Практика первой недели работы с «Берестой» показала, что удобства горожанам предложены сомнительные. Во-первых, воспользоваться картой можно не на всех маршрутах. Во-вторых, заплатив за неё 55 рублей, обладатель «Бересты» не получает никаких бонусов. В-третьих, «Береста» применяется лишь в автобусах. В-четвёртых, если у вас есть бесконтактная банковская карта, «Береста» не нужна: можно платить за проезд банковской. В-пятых, потратив на внедрение электронной оплаты 5 млн. рублей, ООО «Городское ПАТП» ничего в принципе не поменяло, ибо электронную оплату принимает… кондуктор с валидатором.

Валидатор… О нём стали забывать. А ведь в середине ноября 2016 года на четырёх автобусных маршрутах (№№4, 6, 16 и 19) Великого Новгорода их уже опробовали «для проверки проездных билетов». Формулировку, взятую в кавычки, придумали тогда в автобусном парке. Она была такая же лукавая, как нынешняя («для контроля пассажиропотока»). Валидаторы раздали кондукторам, которые и принимали от пассажиров деньги за проезд, прикладывая к валидатору имеющуюся у них (кондукторов) карту; валидатор выдавал билет, а билет передавали пассажиру. Да ещё кондуктор (не валидатор же!) проверял наличие билетов у пассажиров, что в час-пик становится делом весьма условным. Короче, процедура оплаты проезда превращалась в ритуал.

Сейчас стало попроще. Пассажир оснащён картой, которую сам и прикладывает к валидатору, с которым ходит по салону кондуктор. Это, простите, не электронная оплата, а фикция, позавчерашний день в транспортном сервисе.

Например, в Санкт-Петербурге валидаторы установлены в автобусах (троллейбусах, трамваях), чтобы пассажиры самостоятельно пользовались ими без участия кондуктора-посредника. При этом стоимость проезда по транспортной карте «Подорожник» составляет в автобусе 31 рубль вместо 40 рублей по разовому билету. Да, отдельные билеты ещё продаются, так как на некоторых маршрутах работают и кондукторы, но их становится всё меньше. Ведь в киосках можно купить билет на 10 поездок, который стоит не 400 рублей, а 310.

Аналогично транспортной картой можно оплатить разные форматы поездок. Скажем, по билету на карте стоимостью 65 рублей вы можете в течение 90 минут совершить сколько успеете поездок (кроме метро, туда можно зайти один раз). Есть билеты на одни сутки (180 рублей, безлимит на проезд) и со сроком действия от двух до семи суток (соответственно стоимость – от 255 до 680 рублей). Система гибкая, подсчитайте: если берёте билет на неделю, сутки стоят 77 рублей). Ну, и так далее…

Конечно, можно сказать, что петербуржцы шли к такой «гибкости» с 2011 года. Но ведь нас никто не принуждает в точности повторять их маршрут. Просто применить их опыт осмысленно, с учётом специфики небольшого города. Чтобы «Бересту» было покупать выгодно.

…Кстати, за границей кондукторов в автобусах нет. Ты входишь, как правило, через переднюю дверь, прикладывая свой билет сперва к турникету, а потом, пройдя в салон, – к валидатору для оплаты проезда. И не дай бог не сделать вторую опцию: попадёшься контролёру – заплатишь 40-50 евро штрафа…

Совсем забыл про второе назначение «Бересты» (контроль пассажиропотока). При ручной продаже билетов этот контроль точно также эффективен, как и при «электронной», не стоит себя обманывать. И тут, и там все строится на количестве проданных билетов. Кроме того, ситуация, в которой находится общественный транспорт Новгорода, такова, что ещё долго мы не сможем реагировать на сигналы о нехватке автобусов на каких-то маршрутах, потому что автобусов не хватает в принципе.

А в целом не могу не выразить удивление нашему непреходящему умению предоставлять людям услуги, которые вызывают раздражение или, в лучшем случае, недоумение. Введение карты «Береста» – очередное тому подтверждение.

Фото: www.novreg.ru