Последнюю неделю старорусцы бурно обсуждают не дороги, не погоду, а очередные изыски благоустройства городских общественных пространств – появление «офонаревшего» парка. В маленький парк 55-летия Победы на окраине города строители установили 71 фонарный столб с тремя светильниками на каждом (итого 213). Жители близлежащих домов просили столько не ставить, но к ним не захотели прислушиваться. На днях доукомплектовали парк 27-ю скамейками. В районной администрации недоумевают, почему некоторые люди недовольны?

Действительно, посмотреть со стороны – вот вам новые дорожки, шикарно освещённые 213-ю лампочками, спортплощадка, скамейки. Всё вроде бы хорошо, живи и радуйся. Но это если не знать размеров парка и количество элементов благоустройства на других общественных пространствах Старой Руссы.

Стоит пояснить, что парков, имеющих в своём названии слово «Победа», в Старой Руссе сразу два. Главный парк Победы находится в центре города, там есть монумент Славы с Вечным огнём, Аллея героев и памятник Советскому солдату. Там проходят все основные митинги. Площадь парка без малого 3 гектара.

Второй парк был создан рядом с объездной дорогой на окраине города самими старорусцами, буквально отвоёван у тех, кто планировал построить под окнами домов гаражный комплекс. Случилось это в 2000 году, в год 55-летия Победы. Люди так и решили назвать свой сквер. Площадь его чуть более половины гектара. Благоустраивать его жители начинали сами, так как администрация долго не хотела его признавать. Добиться от неё, чтобы выкосили в сквере траву, было большой проблемой.

А пару лет назад вдруг выяснилось, что у этого зелёного уголка статус уже не просто сквера, а целого парка. Более того, его включили в рейтинговое голосование по выбору территории для благоустройства на 2020 год в рамках проекта Минстроя «Формирование комфортной городской среды». Напомним, что в 2018 году на средства, полученные по этому проекту, в Старой Руссе была приведена в порядок территория возле стелы «Город воинской славы» на улице Минеральной (10,5 миллионов рублей), в 2019 году установлен детский городок «Большой кремль» в главном парке Победы (12,1 миллионов рублей).

Что удивительно, сквер-парк на окраине города рейтинговое голосование на 2020 год официально проиграл. Но каким-то странным образом попал в число благоустраиваемых.

Действительно, для благоустройства в 2020 году народ выбрал сквер на кольце между городскими банями и Соборным мостом, – пояснила председатель комитета по строительству и ЖКХ Наталья Горчакова. – Но при разработке проектной документации выяснилось, что мы не можем благоустраивать прямо сейчас этот участок. Причин много, и они уважительные. Поэтому и выбрали другой объект.

Но так и остаётся загадкой, почему администрация не взяла для благоустройства второй из рейтингового списка объект (стадион «Сокол»), а выбрала аутсайдера голосования. Ведь парк 55-летия Победы на улице Тахирова получил тогда всего 27 голосов из 339.

Скорее всего ухватились за наш парк потому, что бюсты героям здесь устанавливают, а сам парк выглядит неухоженным. Да и за сертификат на спортплощадку надо быстрей-быстрей перед спонсорами отчитаться, – объясняют всезнающие пенсионеры, проживающие в соседних с парком домах.

Действительно, в 2017 году здесь открыли бюст Герою Советского Союза Тулегену Тохтарову. В 2019 году установили бюсты староруским десантникам, бойцам 6-й роты, погибшим в Аргунском ущелье – Игорю Попову и Валентину Савину. На торжественной церемонии глава компании ZENDEN Андрей Павлов вручил главе Старорусского района Александру Розбауму сертификат на 500 тысяч рублей на установку в парке спортплощадки.

На само благоустройство парка было выделено около 11 миллионов рублей. Но повторилась характерная для Старой Руссы история: проект с населением даже не обсудили. Люди, проживающие в соседних с парком домах, однажды просто увидели под окнами строительную технику. А когда им удалось, наконец, заглянуть в проект, то они откровенно ужаснулись. Оказывается, проектировщики из новгородского ООО «Архитектура» под руководством первого заместителя генерального директора Евгения Борисова приговорили к уничтожению несколько десятков деревьев, которые люди на протяжении двух десятилетий высаживали и за которыми ухаживали. Причём целый ряд деревьев планировалось выкорчевать ради прокладки новой пешеходной дорожки в метре от уже существующей асфальтовой дорожки.

Старорусцы пригрозили митингами и написали письма в область и в Москву. Деревья удалось отстоять и добиться пересмотра проекта (от новой дорожки отказались и благоустроили старую, да и внутри парка изменили линии дорожек, чтобы они огибали красивые берёзы и клёны).

Но не удалось старорусцам остановить массовую «фонаризацию» своего маленького сквера. В тех же самых письмах в официальные инстанции рядом с просьбой о деревьях, люди писали просьбу сократить число фонарных столбов или хотя бы число светильников на каждом из них. Бесполезно. Теперь, глядя на море огня, старорусцы называют этот парк «офонаревшим».

Когда эти фонари впервые включили, я даже испугалась, насколько это было ярко. Такое ощущение, словно в квартиру прожектор ПВО направили, – рассказывает Людмила Васильева. – Я на улицу выбежала, оглядываюсь. Казалось, эти белые шары вот-вот лопнут. Люди тоже подходят. Мы обсуждаем, смеёмся, что такой свет из космоса точно виден, прямо как посадочная площадка для инопланетян. Минут 15 так погорело и выключилось. Когда в следующий раз включили фонари, свет был уже послабее. Но всё равно нам он досаждает.

В октябре Старую Руссу с официальной инспекцией посетила координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина. При виде такого количества «понатыканных» в парке 55-летия Победы фонарей задала вопрос заместителю главы района Владимиру Ульянову: «Кто одобрял проект? Зачем вы это допустили? Куда потрачены федеральные деньги? Или вы кому-то «бизнес сделали» с этими фонарями?» Светлана Викторовна потребовала прислать ей на проверку всю документацию по скверу. И добавила:

У вас дороги не на что ремонтировать, а вы строите и принимаете объекты, на содержание которых у вас денег в бюджете не хватит.

Владимир Николаевич считает, что никаких нарушений нет, что в Москве точно так же строят. И нечего такими вещами попрекать Старую Руссу.

Очевидно, что ему за Старую Руссу обидно. А самим старорусцам обидно, что в Старой Руссе в одном месте густо, а в другом пусто. Маленькому парку в полгектара на окраине города досталось 213 фонарей и 27 скамеек. А в главном парке Победы, который в центре города и почти в шесть раз больше своего собрата, скамеек не просто меньше. Их в два, если не в три раза меньше. Да и освещённость внутренних аллей в тёмное время суток оставляет желать лучшего. А затерявшийся за стеной туй новый детский городок (тот самый «Большой кремль» на федеральные деньги) по вечерам становится местом сборища голосящих и ругающихся подростков. Вот куда надо бы света добавить. Но в Старой Руссе, по-видимому, считают по-другому.

Фото атора и Натальи Басмановой