Театр начинается с вешалки, а город – с автобусной остановки. Это непреложно. Посему администрация Великого Новгорода ежегодно, так пишет пресс-служба мэрии, выделяет на охорашивание остановок «по 3846,25 рублей на каждый остановочный комплекс». В частности, в 2019 году выделено 200 005 рублей. Приведут в порядок 52 остановки.

Не знаешь, радоваться этому или смеяться над этим. 200 тысяч рублей –немногим более месячной зарплаты топ-менеджеров мэрии. Но дело, как говорится, не в деньгах, а в подходе.

В конце 2016 года градостроительный совет рассматривал предложение Студии дизайна и архитектуры Александра Матюнина (в настоящее время имярек вице-мэр – Г.Р.) по созданию «единого внешнего вида остановочных комплексов Великого Новгорода». Члены градостроительного совета в целом высказались о проекте положительно, сообщали СМИ. Однако стоимость одной остановки, по расчётам проектировщиков, составит всё те же 200 тысяч. Прикиньте на пальцах, что выгоднее – построить один остановочный комплекс или отремонтировать 52?

Обновлённая администрация пошла проторенным путём. Хотя новые остановки в городе появились (8 штук), но к проекту названной студии отношения не имеют (по моей информации). Во всяком случае, приметная остановка у киноцентра «Россия» – это копирайт остановки на площади Труда.

Вы скажете: остановки! Вот уж тема. Между тем, год назад активисты ОНФ провели мониторинг этого хозяйства. И выяснилось, что остановочные комплексы не только разношёрстны, но и на каждой 10-й нет урн, на каждой третьей не оборудованы «карманы» для подъезда автобусов/троллейбусов; на 9 из 10 нет расписания движения общественного транспорта…

Горожане живо откликнулись на такую статистику: «Эти помойные ямы вместе с помойными ларьками необходимо срочно пустить под бульдозёр» или «Там, где есть якобы остановочные комплексы, укрыться от дождя и ветра невозможно. Всё продувается, скамейки мокрые. Что за Краснодарский вариант на Севере?».

Можно, конечно, на всё это махнуть рукой. Но мы же ведь гордимся своим городом. Помните, в 2010 году Великий Новгород был признан самым благоустроенным городом России. Это звание мы тогда восприняли всерьёз. Забылось? Ну, смотрите: в ближайшие годы фокус не повторится.

Да, кстати, обратили внимание, что ремонтировать будут 52 остановки. Их, конечно, в Новгороде гораздо больше. Но многие оснащены торговыми «точками» (ларьками). А на таких комплексах по Положению о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Великого Новгорода*, «в течение срока действия договора владелец нестационарного торгового объекта обязан обеспечить благоустройство прилегающей территории, соблюдение санитарных норм и правил, градостроительных регламентов, экологических, противопожарных и иных нормативов и правил, соблюдение специализации объекта, вывоз мусора и иных отходов от функционирования нестационарного торгового объекта».

*Утверждено постановлением № 83 администрации Великого Новгорода от 15.01.2015.

Как выполняется этот пункт 3.1.5 мудрого документа, каждый может убедиться сам, подойдя к торгующей остановке. На мой взгляд, «нестационарные торговые объекты» в указанных местах – махровый провинциализм. Но с этим мирилась мэрия предыдущего состава, не сопротивляется (пока?) и новая.

Правда, 28 декабря прошлого года мэр Сергей Бусурин издал постановление №5900 и «новое» Положение о нестационарных торговых объектах. Таким образом, постановление №83 утратило силу.

Однако в той части, о которой мы говорили выше, всё осталось по-прежнему (кроме номера пункта, он теперь 3.4). И остался двусмысленный пункт о сроках действия договоров «для объектов, функционирующих круглогодично» (в том числе – остановочные комплексы) – «не более пяти лет». Предприниматели жалуются, что им предлагают подписывать договор на год, что не располагает к формированию чувства хозяина объекта. Кто знает, продлит мэрия договор через год или попросит на выход с вещами. Хотя один год – это же не более пяти. Всё по закону…