Носитель знаменитой «литературной» фамилии также, как и его однофамилец из ХVIII века, пишет стихи и прозу. Но известным его в Великом Новгороде сделала отнюдь не литература, а желание сделать город лучше. Николай Сумароков около 10 лет на собственные деньги ставит на родине российской государственности скульптуры и даёт дорогу в жизнь молодым литераторам. Именно с рассказа об этом человеке сетевое издание «ВНовгороде.ру» решило начать серию публикаций «Один в поле воин», в которых мы будем рассказывать о людях, меняющих мир вокруг себя не словом, а делом.

Насколько мне известно из открытых источников, первой скульптурой, установленной в городе на деньги мецената Сумарокова была «Туристочка» в 2009 году, к 2014 году уже было 11 скульптур. А сколько их сегодня, Николай Анатольевич?

– Надо считать, я уже сам сбился со счёта. Только первой формально была не «Туристочка». Ей предшествовала скульптура, которой уже нет, установленная на моём бывшем месте работы около «Связьстроя». Это был кот, который смотрит из-за угла на воробьёв в кормушке. После моего ухода с предприятия новые собственники убрали скульптуру, и теперь она пылится в чулане у скульптора Вячеслава Смирнова. Его же рук дело «Человек на ходулях» у Центра современного искусства (у «Диалога» – прим. автора). С этим же скульптором мы сделали «Птицу Сирин», «Оператора в поисках хорошего кадра» на козырьке у входа в «Славию», «Рыбак и рыба», «Семья». Кстати, «Птица Сирин», которую заменили не так давно «Ангелом», находится сейчас на реставрации, для неё обещано новое место – пока не буду называть его, чтобы не сглазить.

Со скульптором Вадимом Боровых была сделана упомянутая первой «Туристочка», а также «Монтёр, спасающий кошку», Сергей Гаев – автор целого ряда скульптур: «Юный художник»,  «Голуби и кошка»,  Василий Исаков  – «Капуста», «Крылья».

Мне очень хочется верить, что эти малые формы делают жизнь новгородцев и гостей города лучше.

А как вообще пришла в голову идея ставить в городе скульптуры – в поездках идею почерпнули?

– Не задумывался особо, если честно. У меня рабочие объекты частично располагались в Петрозаводске, возможно, их набережная и сподвигла. Захотелось немного современных и ярких пятен добавить нашему городу. К сожалению, продвигать их не так быстро удаётся. Поначалу приходил, специалисты глазами хлопали и не понимали, чего я от них хочу. Мне ведь ни денег не нужно, ни помощников, – просто разрешение на установку скульптуры. К примеру, согласование места под девушку-туристку длилось порядка семи месяцев. Но мне тогда с нею очень повезло: после визита Дмитрия Медведева и его фото с нею мне сразу все чиновники начали руку жать, тогда стало гораздо легче проходить все необходимые градостроительные согласования.

Одна из последних работ наших – арт-объект «Крылья», установленный в парке 30-летия Октября. Не скажу, что это что-то сильно оригинальное…

Но людям, судя по количеству фото с крыльями, нравится…

– Пожалуй. Знаете, изначально была идея установить их недалеко от Кремлёвского парка при съезде с моста Александра Невского, но запретили.

Сейчас у меня есть идея сделать в городе сквер скульптурный – под него я предложил несколько площадок, но пока так и не смог лично встретиться с теми, кто принимает такого рода решения. А ведь это была бы интересная территория с зелёными насаждениями, скамейками, освещением и насыщенная скульптурами или арт-объектами. Я в Сантьяго в Чили видел такой парк, в нём порядка 30 работ; у нас же бы это было что-то менее глобальное. Я примерно понимаю сколько бы это стоило, взвешиваю свои силы, к тому же это бы не за раз всё организовалось, а постепенно. Другое дело, что мэрии, возможно, пришлось бы взять на себя обустройство части территории, как это было со сквером Дмитрия Балашова, где мы поставили бюст писателю, а остальные расходы город взял на себя.

Сейчас создаются Советы общественности на Псковской и в Луговом, люди хотят благоустраивать свои территории, может есть смысл связаться с этими инициативными горожанами?

– В Луговой я хочу добраться и посмотреть, как там облагородили территорию в последнее время. В Веряжском сотрудничаю с активистами – там поставил уже две работы «Улитка на склоне» и «Сын крестьянина» (японский поэт XVIII-XIX веков Исса Кобаяси; его хокку «Улитка» дало название повести братьев Стругацких «Улитка на склоне»).

Насколько я знаю, вы ещё хотите новый памятник Ярославу Мудрому в городе поставить?

Это моя мечта. Я считаю его совершенно недооценённой фигурой; по моему мнению, это один из самых великих государей российских.

В его пору была самая мощная на тот момент держава, потом это повторится только при Петре Первом. Его сейчас украинцы очень активно стали считать своим князем, но это лишь дополнительный повод напомнить братским народам об общих корнях.

Вы в каком виде его видите – бюста?

– Нет, бюсты не считаю удачным решением, хотя они бывают и вполне интересные, например, бюст Панкратову, но тяготею я всё-таки к другим формам. Я предложил поставить монумент на Ярославовом Дворище, но там много возражений прозвучало, в том числе от Общества любителей древности. Хотя сейчас современные технологии позволяют устанавливать скульптуру так, что никаких больших заглублений в грунт делать не придётся. Меня лично удивляет выборочный подход, который существует в городе: кому-то можно, а кому-то и нет – взять ту же карту Руси новгородской, которая поставлена в зоне исторической, однако, там запретов не возникло. Другой вариант я сейчас рассматриваю в сотрудничестве с университетом.

Вас в сети называют не только дарителем статуй, но и стихов. Скольких молодых авторов вы публиковали?

– Я публикую молодых поэтов, но при этом редко публикуюсь сам. Поначалу я считал выпущенные книги и сборники, но после 40 делать это перестал. Но надо понимать, что у этих книг тиражи довольно скромные, ведь мы не преследуем коммерческие цели, а скорее презентационные. Поддерживаю я именно новгородских авторов или выходцев из Великого Новгорода. Кроме авторских сборников публикую также сборники по итогам конкурса «Открытые двери», который проводится в режиме биеннале раз в два года. Ещё с 2011 года издаю литературный альманах под названием «Литораль».

Мне не важно направление, которым увлекается автор, и хотя имею личные предпочтения, мне важно, чтобы у человека был талант, уровень мастерства.

Пожалуй, единственное, что я не люблю, это пафосные стихи, юбилейные – датскими я их ещё называю, – написанные к определённым датам, и поэзию на религиозные темы.

А сейчас что бы вы сказали об авторах – талантливых поэтов и писателей больше или меньше становится?

– Сложно ответить. В последнее время в силу обстоятельств я стал меньше посещать живые мероприятия, где выступают молодые авторы.

Насколько мне известно, вы лично были знакомы с Евгением Александровичем Евтушенко. Как вы познакомились?

– Когда он приезжал в Великий Новгород, я заранее через его помощников договорился о личной встрече, чтобы показать, чем я занимаюсь – ведь он тоже антологии создавал, а не только свои произведения выпускал. Евтушенко – для многих фигура очень неоднозначная, но лично я его очень уважаю и считаю великим поэтом… Так вот, в итоге на той встрече вместо отведённых 30 минут, мы проговорили 3,5 часа. Он мне тогда написал два маленьких литературных посвящения, позже до меня дошла информация, что на одном из концертов в Москве он упомянул наш город и «мецената Колю Сумарокова».

Ещё я знаю о вашей безграничной любви к путешествиям, вы, наверное, весь земной шар объехали?

– Ну не весь – примерно треть, порядка 80 стран. Раньше я проводил в путешествиях до 200 дней в году. В последние годы езжу гораздо реже. Но я и не ставлю себе целью объехать весь мир: у меня есть несколько любимых мест. Раньше, пока работал, очень любил посещать Таиланд – как раз затишье в работе выпадало на январь, месяц, когда там и с погодой очень комфортно, и по ценам отдыхать приемлемо. Я тут как-то посчитал, что, начиная с 1994 года прожил в Таиланде в общей сложности около двух лет, около месяца – в Исландии, в Париже – месяцев 7-8, в Вене — 5-6 месяцев. Когда впервые приезжаю в новый город или страну, стараюсь по максимуму осмотреть их экскурсионно с персональным гидом… а потом уже появляются любимые места, и я уже знаю – где лучше гулять, где жить, где покушать можно.

Вы могли себе позволить переехать на ПМЖ в любую точку мира, но почему вы возвращаетесь в Великий Новгород?

– В первую, очередь, это язык. Я на бытовом уровне общаюсь на английском и немецком языках, но этого не достаточно, чтобы свободно говорить о проблемах литературы и искусства.

А кто по-вашему к нам ментально ближе?

– Какое-то время мне казалось, что тайцы (смеётся). К сожалению, сейчас меняется в мире не только климат, но и общественные настроения. К моему удивлению, везде стало много злобных и сварливых людей. Особенно это бросается в глаза после возвращения из длительного путешествия, растянувшегося на 2-3 месяца. Ощущение иногда такое складывается, что тебя сейчас просто укусят. Хотя и хороших людей очень много, и таких, я уверен, даже больше, но в глаза бросается именно негатив. Что характерно, такие настроения характерны в целом не только для России, но и для других стран. Как-то, стоя у сувенирной лавки в Германии, наблюдал такую картину: российский турист случайно зацепил немку, а та недовольно вслед на немецком ему прошипела «вот, русские, Крым захватили и тут также себя ведут».

Вернёмся к названию нашей рубрики «Один в поле воин». На ваш взгляд, один человек может что-то вокруг себя поменять – в масштабах двора, района?

– В таких масштабах, безусловно, может. Но для этого нужно иметь определённый склад характера, трудолюбие и понимание, что в жизни не всё так просто и не все тебе рады – если понадобится, нужно даже уметь (в хорошем смысле) манипулировать, например властными структурами. Если же говорить о более глобальных вещах, то вспоминается покойная доктор Лиза – она же одна это дело организовала. Понятно, что впоследствии человек обрастает помощниками, связями, но в начале всегда стоит сильная личность.

Почему, на ваш взгляд, олигархов много, а меценатов единицы?

– Тут уже у кого какие морально-нравственные императивы…

Когда же по-вашему имеющий деньги человек может или даже должен начать помогать другим?

– Сложный вопрос. Есть много людей у нас в городе, которые гораздо больше меня заработали, но при этом они спокойно тратят сумасшедшие деньги на банкет, фейерверк, и максимум раз в год принимают участие в «Рождественском марафоне». При этом меценатов у нас единицы…

Поэтому когда человек достигает каких-то финансовых вершин, дальше нужны моральные «меценатские» качества и склонности. Себя я сам называю латентным буддистом, поскольку думаю о том, кем стану в следующей жизни. Чтобы стать каким то-разумным существом, а не червём, необходимо совершать хорошие поступки (смеётся).

Да, кому что в семье заложили… Николай Анатольевич, как воспитывали вас и какой вы отец?

– Меня, признаться честно, особо никто не воспитывал, мама одна меня растила. Из дома я уехал учиться очень рано, в 15 лет. Но моя первая официальная зарплата была в 6 классе, я тогда заработал за 2 недели столько денег, что их хватило для покупки часов для мамы, а ещё осталось на круглый полированный стол и радиолу. По нынешним временам, всё равно, что купить крутой музыкальный проигрыватель.

Где же вы так умудрились заработать?

– Первые деньги заработал на лесосплаве, я ведь родом с Севера, из Архангельской области. И потом, после отъезда из дома, уже денег не просил, обеспечивал себя самостоятельно.

Не знаю, правильно это или нет, но когда моему сыну было 14 или 15 лет я его тоже трудоустроил на несколько летних месяцев. Помню, когда сын пришёл первый раз с работы, он даже не смог умыться, а упал спать – мне его так жалко было… Но он не бросил свою первую работу и отпахал целое лето. Зато он понял цену денег; даже когда учился, всегда подрабатывал.

О себе продолжу: я очень рано, в 24 года, стал начальником. Это было ещё на Севере, я возглавил один из цехов на предприятии связи. Параллельно я ещё к имеющемуся техническому образованию получил экономическое. Но, признаюсь, всю жизнь тяготел к гуманитарным наукам.

Что-то из своих стихотворений прочитаете, из последнего?

– В последнее время у меня, можно сказать, творческое затишье. Всё больше тяготею к каким-то ироническим вещам. Вот был момент, когда такое родилось: «А я всё чаще замечаю, что вкуснее водка чаю». Конечно, пишу и более серьёзное, но мне сложно себя оценивать, хорошо получается или не очень – мне куда проще других оценивать.

А кто для вас авторитет в поэзии, кроме Евгения Евтушенко?

– Люблю Александра Блока, Михаила Анчарова – он правда, скорее песенник.

И в завершении хочу спросить вот о чём: в одном из более ранних интервью вы сказали, что возможно, свободное время потратили бы на «создание художественной галереи в Великом Новгороде, которую люди могли бы посещать бесплатно», поскольку у вас две страсти в жизни: это литература и изобразительное искусство. Не передумали?

– Такой опыт был, но оказалось трудно работать с художниками: постоянные проблемы с доставкой работ для экспозиции, с монтажом и демонтажем, а про другие города – совсем сложно. И очень важно местонахождение галереи, с чем опять же проблемы. Охладел в итоге. Галерея была в Десятинке, при Союзе художников, существовала два года.

И она работала бесплатно?

– Да, бесплатно. Художники надеялись на продажи своих работ, но рынок рухнул. Может быть, поэтому интерес к выставкам у них пропал.

Благодарю вас! Уверена, что совсем скоро мы услышим о ваших новых делах!

Фото автора, из архива Н.Сумарокова и с сайта: gazeta.ru