Главным событием недели в Новгородской области стал неожиданный визит нового премьер-министра России Михаила Мишустина. Это его первая командировка в регионы в должности второго человека страны. Зачем он приезжал, толком никто не понял. Но некоторые детали этого визита наводят на некоторые мысли – и не самые позитивные.

Мало кто знает, но в Великом Новгороде есть место, лучше всего выражающее суть наездов больших государственных людей в наши места. Оно ничем не примечательно – и, должно быть, большими смыслами наделяю его только я. Место это – разрушенная лестница на мосту Александра Невского, которая ведёт к Гагаринскому рынку.

Впервые её символичность открылась в сентябре 2019 года, когда в Новгороде гремел (горожане нигде не могли скрыться от криков Светланы Лободы) федеральный урбанистический форум, названия которого никто уже и не вспомнит. А о чём там говорили и что порешали – и подавно. Но на форум приезжали большие гости – главный из которых уже бывший премьер Дмитрий Медведев. Город стали фасадно украшать, обставлять интеллектуальными урнами и остановками, всячески пускать пыль в глаза. Тогда-то и закрыли доступ к этой злополучной лестнице. Ну как закрыли? Поставили пару металлических несуразных ограждений, которые тут же новгородцы подвинули и продолжили ходить. Что же в этом необычного? – спросите вы. А ведь ограждение лестницы – метафорический жест.

В ущербном состоянии она находится не год и не два. Ремонтировать её подавно не собираются. Но вот в город приехал большой человек – и местным чиновникам срочно пришлось устраивать показуху. Мол, никто у нас по ней и не ходит, всё чин чином. Большой гость уедет – а после «падайте вы на ней, дорогие новгородцы, сколько хотите, нам не жалко, мы уже отчитались». Аналогичное смысловое действо на лестнице развернулось и накануне приезда Мишустина. Парочка взгрустнувших работяг уныло чинила эти несуразные ограждения.

 

Но масштаб в этот раз был иной. В эту лестницу превратили весь город. С самого утра вторника жители удивлялись – почему в городе так много полиции? Народная чуйка сработала почти сразу – уяснили, что большой гость пожаловать должен. И по доброй традиции, местная власть делает всё возможное, чтобы он видел на улицах не людей, а полицейских и сотрудников ФСО, которые стоят по периметру свежепоставленных заборов – на Софийской площади, откуда вычистили всё живое, на мосту Невского, да везде.

Как боятся они своего же народа, – грустно сказал кондуктор в автобусе, который ехал мимо оцепленного правоохранителями «Кванториума».

Но всё это не личные прихоти руководства региона. Это – следствие системы, в которой люди (есть чиновничий аналог этого слова – «население») это лишь цифры статистики и сырьё. С ним не нужно ни разговаривать, ни, тем более, на него смотреть. Двадцать лет назад Владимир Путин получил свою популярность, потому что первым из политиков стал пытаться разговаривать с людьми – натужно, наигранно, но пытался. И люди этого двадцать лет не могут забыть, до сих пор благодарны.

Мишустин в Новгороде говорил о развитии производства на Новгородчине – опять же, бравировал цифрами, статистикой. Про сферы, которые касаются человека ежедневно и непосредственно, сказал как-то сухо – «исторически сложившиеся проблемы». Это он, если что, про плохое здравоохранение, деградацию социальной сферы, отток людей из области. «Да, вы, граждане, вымираете, но это исторически сложившиеся проблемы».

В России так получается, что если власть говорит о проблемах как о сложившихся исторически, то решать она их не будет. Тут хочется поговорить о том, что исторически в России сложилось неуважение государства к собственному народу, но мы не будем. Заметим лишь, что закрытие больниц, домов престарелых, сокращения врачей и унизительные зарплаты бюджетникам – это не история, а чьи-то конкретные управленческие решения.

Говоря об истории, Мишустин вспомнил – это стало уже общим местом – что Новгород, мол, родина российской демократии. Про то, что она тут исторически сложилась, он не сказал. Наверное, чтобы не врать лишний раз.

Через день после визита премьера в новгородском травмпункте вывесили интересное объявление. Если кратко, звучит оно так: «теперь пациентов принимаем только по записи, если вы не в агонии. Извините, у нас не хватает 50% врачей. Кто-то из них уволился, а кто-то умер».

Неумолимая штука – эта история...