Генерал Бонапарт расстрелял картечью восставших 13 вандемьера (400 жертв), прошёл Альпы и Синайскую пустыню, стал императором Наполеоном и стремительным шагом вошёл в зал парижского пансиона, где перед ним держал речь лучший воспитанник. «Хотел бы я иметь такого сына, как ты», – сказал император. Мальчик оказался русским, сыном русского посланника Муравьёва-Апостола.

Год 1814. Взятый Париж. Император Александр Благословенный покачивался в седле под мелодию «С причала рыбачил апостол Андрей». Как Данила Багров, он уважал «Наутилус». Офицер Муравьёв-Апостол оказался в строю с ящиком шампанского, но его наказывать не стали – виктория.

Петербург. Балы, красавицы, лакеи, юнкера. Среди гвардейцев вызревает заговор «Союза спасения».

Когда почти двести лет спустя «Союз спасения» выйдет на экраны, его будут немало ругать. Каким-то снобам не понравится современный саундтрек. Другие заметят, что фильм якобы неровный: «такое ощущение, что снимали сериал». Возможно, фильм растянут в сериал, но сейчас он способен захватывать внимание зрителя от начала до конца. Множество персонажей, стремительная смена лет и параллельный показ событий 14 декабря 1825 года в Санкт-Петербурге и января 1826 года на Киевщине не создают какого-то сумбура.

Конечно, отметят вольности с историей. Да, совсем не так происходил бунт в Семёновском полку в 1820 году, а полк Черниговский вместе со своими родственниками отнюдь не расстреливал картечью Артамон Муравьёв. Однако достоверность никогда и не была сильной стороной костюмных исторических драм.

Менее понятно совершенно не нужное враньё в мелочах. Начальник Главного штаба генерал Дибич зачем-то назван военным министром. Назначен ли он повелением императора Константина Павловича или, поднимай выше, продюсера Константина Львовича – не ясно.

В финальных титрах сообщается, что после пятерых декабристов император Николай никого не казнил. Это истина настолько же расхожая и верная, насколько история о том, что Екатерина продала Русскую Америку. В 1827 году пять человек были расстреляны за попытку восстания на Зерентуйской каторге, в которой участвовали те же декабристы. В 1830 году семерых расстреляли за бунт в Севастополе. В 1839 году расстрелян польский заговорщик Шимон Конарский. Это, конечно, не те факты, которые должен знать каждый школьник. Но школьники и не снимают блокбастеры, в которых историческими консультантами – профессора.

Впрочем, больше всего упрёков – «за политику». Пишут, что «Союз спасения» – монархический блокбастер о восстании декабристов, который осуждает и не жалеет бунтующих интеллигентов», а условно либеральный историк заявляет: «это преступление против исторического сознания наших современников». Тут не убавить.

Однако при своих вполне явных симпатиях, создатели фильма не опустились до пасквиля или карикатуры. Да, Пестель вначале выглядит изрядным бандюганом из девяностых, но потом мы узнаём, что он был контужен на колчаковских фронтах, где бился вместе с режиссёром Кравчуком, и это несколько меняет взгляд на него.

Рылеев ходулен и истеричен, но только не в финале, где он бросает забытому адмиралу и либералу Мордвинову: я победил, и судьбу России впредь будут менять не либералы, а безумцы. Мордвинов отвечает: «Для вас я сделать ничего не могу. Да, признаться, и не хочу». Но обещает позаботиться о семье.

Безжалостными оказались сценаристы только к убийце генерала Милорадовича – Каховскому, заставляя его кричать от страха перед казнью. Впрочем, в реальности Каховский убил ведь не только Милорадовича, но и полковника Стюрлера, так что объём его преступлений даже преуменьшили.

Доносчик на декабристов Майборода выведен в фильме полным подлецом.

В общем, плаката не получилась, получилась попытка показать равными обе стороны: и сторонников Конституции, и императора, которого сначала довольно грубо отпихивает от престола заслуженный генерал, и который способен этому генералу скомандовать: «Кругом!». И хотя и не хочет крови, но во имя принципа «закон – воля монарха» готов её пролить, пусть потом двести лет называют Николаем Палкиным.

И вот – мёртвые лошади на снегу. Картечь рвёт шинели и людей. Солдаты спрыгивают на лёд Невы. Звучит «Владивосток две тыщи».

Император Николай, расстреляв картечью восставших 14 декабря (свыше 1200 убитых), лично допрашивает главарей.

Трубецкой на вопрос: зачем вы всё это устроили? Отвечает, что-то типа: да вот, хотелось с вами поговорить. Звучит довольно странно, но может здесь есть некий la message.

Златокудрый ангел-наследник спрашивает: «Их казнят?».

Отец-император уклончив, как Павел Андреевич Кольцов: «Видишь ли, Саша...».

А про себя, возможно, думает: да, всё-таки нужны России реформы. Может, расширить полномочия Госсовета?

Уходящий в отставку министр культуры прощался с творческой интеллигенцией:

– А ведь научил я вас всё-таки снимать кино! С лоском, с блеском, с глянцем, с патриотизмом, с бюджетом! Это вам не «Левиафан»! Ура, чудо-богатыри!

– Здравия желаем!… Иди ты уже скорее, – в разнобой отвечали ему деятели культуры.

Из камеры «Крестов» на незамёрзшую Неву смотрел крупнейший специалист по наполеоновской эпохе, признанный вменяемым. Он, может, думал: переиграть бы тот роковой день, когда генерал Бонапарт подавил вандемьерский мятеж. И не было бы императора Наполеона, Отечественной войны, декабристов, не было бы специалистов по наполеоновской эпохе и реконструкций, дома они бы не хранили обрезы…

В Петропавловской крепости вешали декабристов. Вместо второго повешения троих сорвавшихся – видение Муравьёва-Апостола, как они с будущим императором пьют шампанское в завоёванном Париже. Оппозиционеров тут, конечно, тошнит.

С экрана и с мобильных в зале одновременно звучит псевдобуддистское «Нас просто меняют местами… Таков закон сансары...». Баста.

Иллюстрации: кадры из фильма «Союз спасения»