На этой неделе громом среди ясного неба прозвучало известие об уголовном деле против директора строительной компании «Возрождение-12».

И новый поворот получила ситуация со стройкой, начатой неподалёку от Петровского кладбища.

История вопроса

Без истории здесь не обойтись. Итак – «В лето 6693 маия в 6 заложиша Лукиници церковь камяну святых апостол Петра и Павьла на Сильнищи», – так сообщает Новгородская первая летопись о событиях 1185 года.

Год 2012 – входящее в холдинг «Скандинавия» ООО «СК «Возрождение-12» взяло в аренду у областного комитета госимущества участок земли в районе Юрьевского шоссе. Здесь должны были возвести туристический комплекс. Несколько лет спустя тут появились небольшие деревянные домики для кемпинга, некоторое время сиротливо постояли, а в начале 2016 года были совсем разобраны. Это в компании объяснили тем, что участок затапливается и заболачивается. 22 января 2018 года, когда поднялся шум вокруг начатой стройки, председатель комитета архитектуры Великого Новгорода Евгений Жилин рассказывал в эфире программы областного телевидения «Точка кипения»:

Застройщик комплекс ввёл и получил право выкупить участок в собственность. Что он и сделал. Затем у него, видимо, изменились намерения, и он решил строить здесь дома. К тому времени, территория была (в 2014 году) переведена из заповедной зоны Р-1 в зону Ж-2 с допустимым строительством не выше четырёх этажей. На это было получено письменное согласование органа охраны памятников. Когда к нам обратились, мы пришли к выводу, что оснований для отказа в разрешении на строительство нет.

Этот рассказ о том, как «застройщик ввёл комплекс», а потом «у него изменились планы», наверно, с интересом слушали в компетентных органах, благо Новгородское общество любителей древности во главе с Сергеем Трояновским уже обратилось в прокуратуру и много куда ещё.

Перезонирование участка согласовала дума:

Насколько я помню, тогда нам объяснили, что здесь будет кемпинг, для этого и нужно перезонирование, – пояснил нашему изданию вице-спикер Константин Демидов.

Разрешение на строительство 20 домов мэрия выдала в декабре 2016 года. Но ещё в 2014 году по заказу Минкульта был разработан проект охранной зоны для церкви Петра и Павла на Синичьей горе. Проект разработала организация с поэтичным названием ООО «СмартФинанс» из Химок. Так или иначе, в марте 2015 года был подготовлен акт историко-культурной экспертизы на этот проект. Его подготовили известный историк архитектуры Владимир Крогиус и его коллеги Ольга Замжицкая и Ирина Крымова.

Однако утвердил Минкульт охранную зону только в декабре 2017 года, как раз когда вокруг начатой стройки разворачивался скандал.

В «Точке кипения» 22 января 2018 года на вопрос ведущей: построят ли всё-таки дома, Евгений Жилин ответил: «Думаю, что да».

25 января Минкульт потребовал приостановить строительство, которое идёт в охранной зоне. Стройка с тех пор остановлена.

Защитники исторического ландшафта праздновали временную победу, но тут их встревожило ещё одно обстоятельство. Оказалось, что застройщик заказал свой проект охранной зоны для церкви Петра и Павла. Проект выполнило ООО «Проект» из Пскова. Экспертизу на проект «Проекта» в мае 2017 года выполнили архитекторы Светлана Левошко, Нина Поддубная и Максим Филиппович. И этот новый проект стойку на спорном поле вполне допускал.

Битва экспертов

4 апреля 2018 года – петербургский двор-колодец на Захарьевской улице. В офисе петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников собрался на заседание совет Ассоциации экспертов по проведению историко-культурных экспертиз. Поводом стали обращения Сергея Трояновского и Виктора Попова на счёт «альтернативной» экспертизы. Двое из её авторов присутствовали (Нина Поддубная входит в совет). В обсуждении участвовал и замруководителя управления Минкульта по СЗФО Андрей Ермаков.

Авторы экспертизы-2 объясняли: сведений об экспертизе-1 у них не было, из Минкульта застройщику необходимую информацию почему-то не предоставили. А они, как профессионалы, учли выданное в 2016 году разрешение на строительство. И поэтому поле у них – зона регулируемой застройки (ЗРЗ), а не охраняемого ландшафта (ЗОЛ).

И тут собравшиеся решили обратиться к истории вопроса охранных зон.

Значит, так, говорили эксперты, в 1988 году Совет Министров РСФСР утвердил генплан Новгорода, на котором эта охранная зона была.

В генплане 2009 года, который действует в Великом Новгороде и применяется, в частности, в судебных спорах, эта территория не относится к охранной зоне, – напоминала им присутствовавшая здесь директор по развитию «Скандинавии» Марина Нестерова.

«Кто же это в Великом Новгороде отменил постановление Совета Министров?», – недоумевали эксперты.

Итак, зоны охраны когда-то пропали, а потом появились два их проекта, противоречащих друг другу.

Да, ситуация уникальная, – говорил председатель Ассоциации Михаил Мильчик.

Переводя на менее дипломатический язык – такого бардака, как в Новгороде, нет нигде.

Конечно, поинтересовались собравшиеся: знал ли застройщик об экспертизе-1? Директор по развитию ответила: да, мы видели проект на сайте Минкульта, писали на него возражения, но больше никакой информации из Минкульта у нас не было...

В общем-то собравшихся не слишком шокировало строительство на этом месте. Но, напоминал, Михаил Мильчик, есть ведь уже утверждённый в декабре 2017 года акт, который это прямо запрещает – нравится это кому или нет.

Член Ассоциации Нина Петухова, которой поручили рецензию на экспертизу-2, сказала:

И всё-таки я бы оставила там зону охраняемого ландшафта. Всё же – целостность пространства от памятника к памятнику (от церкви в Аркажах к церкви Петра и Павла вдоль бетонного забора очистных сооружений – К.П.).

Вердикт совета экспертов был такой: коллеги, которые делали экспертизу, ни в чём не виноваты, так как не знали о предыдущей. А перевод территории из зоны охраняемого ландшафта в зону регулируемой застройки «представляется спорным». Хотя Нина Поддубная предлагала формулировку «вызвало обсуждение», за «спорную» проголосовали в соотношении 4:3.

На наш вопрос: будет ли компания судиться с Минкультом, добиваясь пересмотра охранной зоны, Марина Нестерова сказала, что об алгоритме действий говорить рано.

В беседе с одним из авторов экспертизы-2, сотрудником НИИТИАГ, советником РААСН Светланой Левошко мы высказали сомнение в том, что о первой экспертизе авторам второй не было известно. Она ответила:

Я оправдываться не собираюсь. Первый проект был сделан в 2014 году, его нет в интернете, что мы ищейки – чтобы о нём знать? И вообще-то, я выполнила немало проектов охранных зон. Я участник группы по инвентаризации петербургских объектов ЮНЕСКО. И я не понимаю эту логику: вот здесь ЗОЛ, здесь ЗРЗ, здесь снова ЗОЛ. Архитектор мыслит комплексно. И надо смотреть не на фотографии, а на то, как это место выглядит в реальности.

Конечно, Ассоциация экспертов – это не та инстанция, которая запрещает или отменяет решения о стройке. Но именно в неё обратились из управления по борьбе с коррупцией новгородского УМВД за консультацией: законно ли в 2014 году перезонировали территорию. Ассоциация запросила необходимые документы у новгородских органов власти.

Новый поворот

17 апреля Генеральная прокуратура сообщила о возбуждении полицией уголовного дома о мошенничестве против директора «Возрождения-12». Причиной стала та самая история с домиками:

Строительство капитальных объектов недвижимости позволило организации приобрести земельный участок в собственность без проведения торгов по сниженной цене. В сентябре 2015 года ООО «СК «Возрождение-12» оформило участок в собственность за 5,4 миллиона рублей, что составляет 20% его кадастровой стоимости, равной 27,3 миллиона рублей. После регистрации права собственности под надуманным предлогом находящиеся на земельном участке строения были демонтированы...

Если суд признает доводы следствия справедливыми, а участок приобретённым с нарушением закона, то едва ли застройщик сможет им пользоваться. А от новой стройки поле защищено декабрьским решением Минкульта, включившим его в охранную зону.

На сегодняшний день имеем – памятник домонгольской эпохи, каких в России не более двух десятков – в реставрационных лесах; реставрация была начата несколько лет назад и остановилась, сейчас это один из двух новгородских памятников ЮНЕСКО, которые находятся в неудовлетворительном состоянии.

Поле, которое, возможно, защитили от застройки. Тогда стоя возле Юрьевского шоссе и здания очистных сооружений с него можно будет смотреть на деревья, окружающие церковь на Синичьей Горе и при хорошей фантазии представлять, что ты в XII веке.

Два противоречащих друг другу проекта охранных зон, один из которых Минкульт всё-таки утвердил через два с половиной года. Если бы утвердил раньше – всей истории и не было бы.

Новгородских чиновников, которые в чём-то справедливо рассуждают о том, что охранные зоны не всегда хороши и что городу надо развиваться. А потом принятые ими решения оборачиваются скандалом, пристальным вниманием правоохранительных органов и уголовными делами.

И мнение – со стройкой близ новгородских памятников лучше всё-таки не связываться.

Фото пресс-службы УМВД, автора и из архива редакции