«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – фильм с таким длинным плохо запоминающимся названием стал в этом году событием в мире кинематографа. Его обсуждают, хвалят, ругают. С момента выхода на экран картине прочили «Оскар-2018». Многие критики считали преступлением не дать награду такому фильму.

Кровопролития не случилось – «Билборды» были выдвинуты на премию «Оскар» в 7 номинациях и выиграли 2 из них, получив статуэтки за лучшую женскую роль (Фрэнсис Макдорманд) и лучшую мужскую роль второго плана (Сэм Рокуэлл).

Английский режиссёр ирландского происхождения Мартин Макдонах уже завоевал сердца зрителей такими картинами как «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Его творческий список нельзя назвать обширным – он снял всего несколько фильмов. Критики называют Макдонаха в первую очередь театральным режиссёром, шагнувшим к камерам со сцены. И это чувствуется – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» в чём-то напоминают спектакль своим чётко и точно прописанным сценарием, меткими диалогами, тщательно подготовленным каждым кадром. Словно сидишь в зрительном зале, а перед тобой разворачивается действие.

Англичанин Макдонах переносит зрителей в Америку. Но перед нами не сверкающий огнями сказочный Нью-Йорк, воплощение американской мечты. И не идиллический пригород с аккуратными коттеджами, счастливыми семьями, где жены-домохозяйки провожают успешных мужей на работу, а потом садятся в свои дорогие авто и мчатся в спа или по магазинам.

Макдонах ведёт нас в Америку через чёрный ход, раскрывая изнанку красивой жизни, оборотную сторону медали, – вонючие полицейские участки, дома, похожие на сараи, отвратительные бары, куда рабочий люд приходит отдохнуть после работы. Сельские жители – сквернословящие, приземистые, грубые и напористые, таких не встретишь на обложках глянцевых журналов. Да и нет здесь никакого глянца, единственное развлечение у народа – грязный бар с допотопным бильярдом и выпивка. Много выпивки, обязательно, чтобы как-то расцветить скучную трудную жизнь. Вольно или невольно режиссёр идёт по стопам Фицджеральда, Стейнбека и других авторов, показавших в своих произведениях кладбище американской мечты.

Сюжет фильма необычен. В маленьком городке Эббинг на заброшенной дороге, по которой мало кто ездит, стоят три билборда с обвинениями в адрес полиции. Старые рекламные щиты пустовали не один десяток лет и, наверное, скоро полностью пришли бы в упадок, если бы не трагедия, потрясшая сонный городишко. Семь месяцев назад у местной жительницы Милдред Хейз (Фрэнсис Макдорманд) изнасиловали и жестоко убили дочь-подростка. Не осталось никаких улик, помогающих раскрыть личность преступника. ДНК убийцы не соответствует ни одному образцу в базе данных полиции. Дело превращается в очередной «висяк». Такие случаи бывают в полицейской практике.

Но мать жертвы не сдается. Чтобы подстегнуть полицейских, она арендует на год билборды недалеко от места, где было совершено преступление. Такое жёсткое напоминание о трагедии превращается в провокацию. Три билборда тугим узлом завязывают вокруг себя всю интригу фильма.

Главная героиня Милдред Хейз – немолодая женщина с трудной судьбой. Бывший муж нередко поднимал на неё руку, да и после развода не прочь повернуть нож в ране. Семейные склоки, непристойная брань – обычное явление в их неуютном доме. Непростые отношения с сыном, ещё более сложные – с дочерью. Но вот происходит трагедия, и Милдред захлестывает волна горя и ненависти. В случившимся мать чувствует свою вину. Но жизненные невзгоды уже так закалили женщину, что даже такое горе не может сломить её.

Фрэнсис Макдорманд словно выкована из стали. Из женщины она превращается в солдата, борца за правду. Она злится, и злость эта выплескивается на окружающих, на весь фильм. Каждый кадр словно пропитан злобой, порождённой бессилием и чувством вины. Милдред одинока, но она борется за свою дочь, обвиняет полицию, арендует билборды. Ведь и один в поле воин. Её не трогает, что шеф полиции серьёзно болен, он умирает. После этого на женщину готовы ополчиться все местные жители. Злость порождает злость.

Вскоре изначальная трагедия остаётся далеко в стороне, а противостояние Милдред и всего городка набирает обороты и становится главной коллизией фильма. Конфликт сложен тем, что здесь нет правых и виноватых. У каждого героя своя история, своя боль. Милдред не единственная, кто страдает. И здесь режиссёр поднимает сюжет на новый уровень. Милдред боец, но бороться-то ей по сути не с кем. В фильме нет чёрного и белого, плохого и хорошего. А есть жизнь простых людей, со своими страданиями, болью, страхом, радостью. Если первая половина фильма похожа на детектив, то вторая часть – психологическая драма с элементами чёерного юмора.

И вот Милдред уже обедает в ресторане в компании обаятельного карлика, а за соседним столом трясётся от страха бывший муж с молоденькой любовницей. Градус ненависти падает, ад остывает до температуры чистилища. Открытый финал призывает зрителя самому закончить историю, оставляя героев уезжающими на рассвете.

Стоит отметить, что образы всех персонажей выписаны довольно тщательно. Второстепенные герои не прячутся в тени главных, но живут своей полноценной жизнью. Про историю полицейского-расиста (Сэм Рокуэлл) можно снять отдельный фильм. Сильная сюжетная линия этого героя не растворяется в общем русле, сохраняя самостоятельность. Пленяет сердца зрителей мягкий, совестливый шериф Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Ну а карлик Джеймс в исполнении звезды «Престолов» харизматичного Питера Динклэйджа добавляет картине обаяния и юмора.

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» – фильм не простой. Злой, беспощадный. Он говорит о неприятных вещах, о том, что мы не хотим знать или помнить, – о человеческой боли. Но когда мы встречаемся с ней, проживаем её (а этой сложно, да ещё как), наступает долгожданное облегчение, рассвет. «Билборды» не хочется пересматривать, ведь никто не захочет дважды сталкиваться с болью. Этот фильм трудно полюбить и не просто забыть, как мы не забываем потрясений. Хочется, чтобы этого фильма не было, как не было бы преступлений, жестокости, страданий, но они есть. А потому есть и «Билборды».

Кадр из фильма (hautecultureuk.com