На только что завершившемся Владимирском экономическом форуме «Высокие технологии. Стратегии роста. Развитие экспорта» новгородцы получили заманчивое и, надо полагать, неожиданное предложение – поучаствовать в создании льняного кластера. Это губернатор Владимирской области Светлана Орлова, «пользуясь случаем», пригласила нас к совместной работе, которая «будет включать в себя все этапы: от научных исследований и производства сырья до индустрии высокой моды».

Наш губернатор, разумеется, откликнулся. «Нам крайне интересно участвовать в работе по льноводству, которую вы планируете начать, – сказал он на это, как сообщает пресс-служба новгородского правительства. – Для нас это важная тема. За последние годы производство льна в нашем регионе снизилось практически до нуля». При этом г-н Никитин отметил, что «самое главное – обеспечить нашим предприятиям лёгкость и удобство вывоза товаров. Логистика, вопрос удобных транспортных путей – это вопрос №1. Президент эту задачу обозначил как один из приоритетов в своём послании и в майском указе».

Что касается логистики (системы движения товаров и услуг), здесь всё в порядке. Скоро начнёт ходить поезд из Великого Новгорода в Нижний через Москву и Владимир. Разве не удобно? Меньше 800 км.

Но что интересно, по пути поезд минует Тверь, которая не далее как прошедшей осенью объявила о начале работ по созданию… льняного кластера. А в ноябре на Всероссийском форума лёгкой промышленности, который проводил Минпром РФ, тверской губернатор Игорь Руденя официально сообщил, что формирование «промышленного льняного кластера позволит обеспечить рост вклада региона в импортозамещение сырья для легпрома». По сравнению с Владимиром Тверь уже сделала первый шажок на нелёгком пути: вдвое увеличила размер субсидий для льноводов с этого года.

К сожалению, тверское начинание у нас резонанса не получило. Хотя специалисты не дадут соврать, что в былые годы Тверская, Новгородская и Вологодская области составляли единый льнокомплекс на Северо-Западе страны. Сегодня, когда мировой спрос на лён снова растёт, его воссоздаие, кажется, напрашивается, ибо льноволокно, получаемое на означенной территории, отличается уникальностью. Оно гораздо прочнее (из-за климатических условий), чем выращиваемое в Западной Европе, Китае или во Владимирской области. Проблема в том, что мы не умеем качественно перерабатывать прочное волокно, а Европа не может (там технологии заточены на «нежный лен»). И российский прочный лён никому не нужен. Например, мы продаем его по 1,5 евро за погонный метр меньше, чем, например, финская компания JokipiinPellava по 5 евро.

Тут, надо сказать, не только мы в таком минусе. Аналогичные проблемы стоят и перед белорусами. Нужны свои машины, новые и современные. Потянет ли такой воз Тверская область в одиночку? Даже если – да, это всё равно не по-хозяйски. Кооперация регионов напрашивается.

Тем более, в планах тверичей освоить производство углёнов – углеродного льноволокна, подвергаемого термическому воздействию при температурах 1000–3000 °C. Выясняется, что из углёнов можно получить композитный материал, который пригоден для изготовления самолётов и даже танков.

Странно, что и этот нюанс прошёл мимо нас. Ведь завод «Тверьстеклопластик», рассматриваемый как полигон для изготовления углёнов, с 2008 года входит в группу компаний «Рускомпозит», где так успешно работал когда-то наш губернатор. И уж должен знать цену новациям в этой сфере.

Увы, создаётся впечатление, что мы, как папуасы на стеклянные бусы, ведёмся на модное сейчас словечко «кластер». Например, в конце мая губернатор Никитин объявил, что «мы совместно [с Вологодской областью] создаём базовый кластер деревянного домостроения для всей страны». В прошлом году – о создании молочного кластера, который уже в ближайшее время должен был дать прирост производства молока порядка 20%, но при наличие отсутствия кластера мы получили в 2017 году почти 19-процентное падение объёмов молока. А если заглянете на сайт Новгородского фонда поддержки малого предпринимательства, узнаете и вовсе сенсационную новость. Оказывается, уже существует «Агропромышленный кластер Новгородской области – широкое партнёрство, мобильная структура», в которую входят «наиболее активные предприятия Новгородской области, желающие реализовать свой экономический потенциал».

Вот я в конце концов и думаю: что такое Тверь, до которой рукой подать? Это тоска и скука. То ли дело Владимир – размах, масштаб, звучание. Да, звучание… Это очень важно…

«Вновь мне сердце растревожил на глаза твои похожий синий лён. Ведь он волшебник, синий лен! Нам снова сказки дарит он». Хорошо!

Фото: pixabay