1 февраля в Ростове-на-Дону состоялось заседание президиума Государственного совета, посвящённое перспективам развития промышленного потенциала регионов России. Разумеется, под председательством Владимира Путина.

По итогам саммита пресс-служба правительства Новгородской области сообщила: «Владимир Путин поддержал предложение Андрея Никитина снять мораторий на работу с ОЭЗ». ОЭЗ – это «особые экономические зоны». Полтора года назад (в конце июня 2016-го) президент России наложил мораторий на создание новых экономических зон и распорядился прекратить работу 10 неэффективных ОЭЗ. Вопрос имел длинную предысторию…

Особо затратные зоны

Особые зоны начали появляться в России в конце 2005 года после принятия федерального закона № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». К 2016 году их было уже 33 (9 – промышленно-производственных, 6 – технико-внедренческих, 15 – туристско-рекреационных и 3 – портовые). Плюс 45 ТОРов. По истечении 10 лет президент решил проверить, как обстоят дела на передовой линии нашей экономики.

Весной 2016-го глава контрольно-счётного управления Константин Чуйченко подготовил главе государства доклад по материалам Счётной палаты. Из доклада следовало, что с 2006 года на создание 33 российских зон было израсходовано 186 млрд. рублей (в том числе – 122 млрд. из федерального бюджета, а регионы недофинансировали ОЭЗ больше чем на 40%). За эти деньги было создано… 18 тыс. рабочих мест. Фактически, отмечалось в докладе Чуйченко, одно рабместо обошлось государству в зарплату работника отечественной промышленности за 25 лет!

Собственно, по результатам доклада Чуйченко и было принято решение о моратории. Однако Счётная палата РФ продолжила проверку ОЭЗ и в апреле 2017 года опубликовала ещё один доклад об эффективности их функционирования. Как следует из документа, в период с 2005 по 2016 год было создано 36 особых зон в 31 регионе. После их передачи на баланс региональных властей, ОЭЗ продолжат существование в 17 регионах. Общий объём осуществлённых резидентами ОЭЗ инвестиций (на 1 января 2017 года) составил менее 218 млрд. рублей, что составляет всего 33,5% от заявленного (679,9 млрд.). Объём уплаченных налоговых и таможенных платежей составил 38,8 млрд. При 28 млрд. налоговых льгот и таможенных преференций, предоставленных государством**. По оценке СП, относительно эффективными можно признать только четыре ОЭЗ: в Татарстане («Алабуга»), в Липецкой и Самарской областях и в Санкт-Петербурге.

«За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тыс. рабочих мест, – говорится в докладе СП. – В среднем на создание одного рабочего места на территориях ОЭЗ направлено 9,1 млн руб. бюджетных средств, а с учётом инвестиций, вложенных резидентами ОЭЗ, этот показатель увеличивается до 21 млн руб.».

Нашла коса на камень

В Минэкономразвития с позицией Счётной палаты РФ (а стало быть и с Администрацией президента) не согласились. «За 10 лет функционирования ОЭЗ как механизма накоплен необходимый багаж опыта, как положительного, так и отрицательного, — сообщил «Газете.Ru» Максим Орешкин. – Отрицательный опыт уже учтён. В рамках утверждённой «дорожной карты» и поручения главы государства разработаны новые критерии создания ОЭЗ. Основная их задача, чтобы регионы максимально прорабатывали вопрос создания самой площадки, а мы просчитывали целесообразность её создания и реализации как инвестиционного проекта».

Следует напомнить, что уже 27 декабря на заседании Государственного совета, посвящённом мерам по повышению инвестиционной привлекательности регионов, губернатор Московской области Андрей Воробьёв задекларировал тему ОЭЗ. «В мае 2016 года после определённой проверки были обнаружены нарушения и неэффективность деятельности особых экономических зон, – сказал он в своём выступлении. – С того времени Правительство Российской Федерации, региональные власти провели значительную работу и сегодня такой мораторий хотелось бы снять. Это позволило бы территориям образовывать новые особые экономические зоны, привлекать новых инвесторов и предоставлять комплекс региональных и федеральных льгот».

Президент сигнал услышал, но отреагировал сухо. Подводя итоги заседания, Владимир Путин прокомментировал слова Андрея Воробьёва так: «Создание зон, по сути, опережающего развития, территорий опережающего развития по всей стране… Мы делали это для того, чтобы усилить инвестиционную привлекательность тех регионов, которые нам нужно развивать в первоочередном порядке (Дальний Восток прежде всего). Если мы вот эти льготные условия распространим на всю территорию страны, на всю экономику, тогда где будут преимущества тех территорий, которым мы ходим уделить приоритетное внимание? Их просто не будет. Тогда для них нужно создать ещё дополнительные какие-то льготы».

Андрей Никитин на декабрьском Госсовете выступал с основным докладом, в котором не было ни слова про ОЭЗ. Он говорил про то, как «АСИ запускало национальную предпринимательскую инициативу», про «целевые модели (созданные в АСИ же – Г.Р.) с понятными, чёткими целями, задачами и, конечно, сроками», «об увеличении административной нагрузки на бизнес», о «проекте по созданию 3D-модели региона с помощью беспилотных устройств» и т.д. Не услышал Воробьёва и министр экономического развития Максим Орешкин. Получив слово сразу после подмосковного губернатора, он предпочёл похвалить Национальный рейтинг АСИ, их же целевые модели и согласился с нашим губернатором, что «давление на бизнес должно снижаться».

Иду All-in!

Что означает февральский заход на реинкарнацию ОЭЗ? Сразу бросается в глаза согласованность выступлений Никитина и Орешкина.

Наш губернатор, правда, высказался не очень-то уверенно. Вот его реплика в стенограмме заседания: «У нас такой инструмент был – особые экономические зоны. Там где-то получилось очень хорошо, где-то получилось совсем нехорошо. И года два назад Вы (обращается к президенту – Г.Р.) критиковали тогда этот инструмент, и была задача провести работу над ошибками по нему. И с тех пор как бы (! – Г.Р.) Минэкономразвития эту работу, насколько я понимаю (! – Г.Р.), провело, но регионы, которые ранее в эту программу не входили, сейчас заявку подать не могут, потому что как бы (! – Г.Р.) не перезапущен этот процесс. Если Вы не возражаете, с учётом анализа того, что было сделано не так, я бы просил всё-таки разрешить нам подавать эти заявки, рассматриваться и так далее на особые зоны».

После этого произошел такой диалог:

«В.Путин: Какое решение нужно принять, Максим Станиславович?

М.Орешкин: Чтобы просто перезапустить, снять мораторий на создание и расширение этого инструмента… Мы сможем доклад подготовить…

В.Путин: Хорошо, давайте доклад, и снимем. Я согласен».

Президент предлагает подготовить вопрос («давайте доклад»). И очевидно, что новгородский губернатор нарушил закон Старджона*** («В действительности всё не так, как на самом деле»), выдав ОЭЗ – за прогрессивный опыт без веских на то оснований (за 11 лет лишь четыре зоны стали условно эффективны!). Вряд ли, он сделал это по собственной инициативе. Ведь о планах создания ОЭЗ в Новгородской области не слышно.

В конце 2017 года появилось лишь сообщение, что «Министерство экономического развития РФ поддержало решение о создании территории опережающего социально-экономического развития в Угловском городском поселении Окуловского района» и что «реализация инвестиционных проектов в рамках ТОР позволит создать около 600 новых рабочих мест и привлечь более 4,5 млрд рублей». Но ТОР и ОЭЗ – это не одно и то же.

Стало быть, Андрей Сергеевич вступил в Большую игру на площадке Правительства РФ. Это вполне объяснимо в преддверии президентских выборов, когда всякий политик старается увеличить капитализацию своих средств и возможностей и нарастить рейтинг. После выборов начинается ротация в высших сферах власти. А если учесть, что в нашем регионе г-н Никитин пока так и не стал нашим, самое время готовить взлётную полосу…

*ТОР – территория опережающего социально-экономического развития с особым режимом предпринимательской деятельности.

**В России резидентам ОЭЗ предоставляют особый режим предпринимательской деятельности: налоговые льготы (ставки налога на прибыль до 15,5% для портовых и промышленно-производственных зон и до 13,5% для технико-внедренческих и туристско-рекреационных, освобождение от налогов на землю и имущество, от транспортного налога на пять и более лет и др.); инфраструктура за счет бюджетных средств; свободная таможенная зона (кроме туристско-рекреационных зон).

***Теодор Старджон (американский писатель, 1918-1985). Автор афоризмов «90 процентов чего угодно — ерунда», «Ничто не может всегда идти правильно», «Если ты правильно задал вопрос, то уже получил на него ответ», «Слишком умные часто сходят с ума» и др.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам