Сергей Сорокин завершил сооружение «заборчиков ответственности»

Когда в Сети появились сообщения, что первый вице-губернатор Сергей Сорокин «раскроет подробности новой структуры органов исполнительной власти» и расскажет, «зачем Андрей Никитин задумал реформу органов исполнительной власти, которая формально произошла 1 января 2018 года», первая мысль, что пришла мне в голову, была совершенно несерьёзная: «Скажет ли он что-нибудь про экономию средств при закупке бумаги для чиновников?».

Achtung, бумажный тигр!

Дело в том, что это видение регулярно посещает первого министра, и г-н Сорокин, на мой взгляд, использует «бумажный образ» как символ необходимости и необратимости затеянной административной реформы. Журналисты были посвящены в это ещё 25 октября, когда г-н Сорокин после заседания облдумы комментировал известие о начале перестройки. Суть заключалась, по его словам, в том, что на смену «семибоярщине» и «коллективной безответственности» в региональном правительстве будут сооружены «чёткие заборчики ответственности между исполнителями на любом уровне».

Признаюсь, и тогда ничего из сказанного не было понятно. Кто такие эти семеро бояр? Почему безответственность? А что такое «заборчики»? Это сооружение или «заборчик ответственности» нужно понимать как системное взятие проб на предмет качества работы?

Слава Богу, Сергей Сорокин чуть позже разъяснил: «На сегодняшний момент, к сожалению, существует пересечение очень большого количества функционала между органами власти, что приводит к недопониманию, к принятиям ошибочных решений, некорректным высказываниям, в том числе, выходу информации в СМИ». После преобразований «в любой момент я буду точно знать, и Андрей Сергеевич будет точно знать и контролировать, где что происходит», – добавил он, чтоб всем стало понятно Who is Who в обновлённой власти. Ну, и привёл пример с закупкой бумаги (и прочих канцелярских принадлежностей) каждым ведомством самостоятельно.

Возможно, это и есть верная примета семибоярщины. Во всяком случае, 10 января на встрече с журналистами первый вице-губернатор к моему удивлению снова вспомнил про бумажную бестолковщину. Действительно, «не должно быть столько равнозначных фигур на поле», которые захотят купить бумагу для принтера, так тут же и купят. Не думая об экономии. Как сказал 77 лет назад товарищ Мао, «мы должны проткнуть бумажного тигра, должны дать решительный отпор клике твердолобых».

Люди под забором

Не согласиться с г-ном Сорокиным и тов. Мао Цзедуном нельзя. Далеко не все ещё руководители департаментов (то есть – министры) могут сказать о себе: «Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ? И икра не лезёт в горло, и компот не льётся в рот!». Лезет и льётся. Увы!

Но это практически – в прошлом. Сегодня «функционал исполнительной власти разделён на идейную и исполнительную части, – возвестил г-н Сорокин 10 января. – Когда всё это совмещено, получается: сам себе хозяин, сам себе контролёр: сам себе придумал, сам себя проверил, сам себе отчитался, а потом – глупые вопросы из прокуратуры». Заодно отвесил и прокурорским, чтоб хорошо подумали прежде чем вопросы задавать. И – кому!

Но всё-таки счёл нужным разжевать, что значит идейная и исполнительная ветви власти. Мы-то в своём «сельсовете» (каким было правительство области до приезда Сергея Сорокина) привыкли, что у дерева власти есть законодательная, исполнительная и судебная ветви. Теперь вот отпочковалась ещё одна – идейная.

Это, конечно, образ. На практике оно выглядит так: «Медики у нас больше не занимаются строительством, и спортсмены у нас больше не строят стадионы, как это было раньше. Стройкой занимается только министерство строительства и ЖКХ. Но и они не занимаются своим обеспечением, как это было раньше». Ясен перец, по российской традиции всякая предыдущая власть хуже последующей. И всё, что было раньше, нужно закопать, сжечь, утопить и забыть.

Правда, и раньше новгородские врачи и медсёстры барщину на стройплощадках не отрабатывали. И футболисты с акробатами – тоже. Но суть-то не в этом.

Теперь всё забирает под себя администрация губернатора, которую возглавляет Сергей Сорокин – «хозяйственник», как он сказал о себе, даже не применив тривиального эпитета «крепкий». Это ж само собой подразумевается. Потому что г-н Сорокин, ещё не начав, подсчитал, что построив «заборчики ответственности» (это всё-таки про разделение функционала), сэкономит не менее 300 миллионов рублей.

Заборчик для зоны

Чтобы не повторять многими уже сказанное, замечу, что аналогичные идеи централизации от А до Я мне довелось осваивать при чтении только что подготовленного группировкой «Русь Новгородская» проекта «Концепции развития туризма Новгородской области на 2018-2022 гг.». Вам покажется, что это не в тему. Уверяю вас, оно очень даже сопрягается с эскападами первого министра. Вот цитата из проекта турконцепции:

«Методология концепции развития туризма Новгородской области основана на структурированном подходе к вопросам развития регионального туризма, который состоит из следующих блоков (курсив мой – Г.Р.): турист-потребитель, туристический бренд региона, единый региональный туристский интернет-портал, единая система туристских информационных центров и туристских сервисов, единый календарь событий, единая база туристических программ и маршрутов…».

И знаете, что нам даст блочное строительство? Нет, не только высокий «заборчик ответственности» или 300 миллионов рублей экономии. Оно будет способствовать созданию «особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от г. Старая Русса до д. Волхов Мост Чудовского района с обеих сторон вдоль акватории р. Волхов». 200 км идиллического берегового ландшафта, гуляющие по заповеднику сытые и довольные туристы, у которых только одна печаль: «Почему мы Ж не новгородцы?»…

При строительстве зоны, конечно, 300 миллионами не отделаешься. Нужны миллиарды и миллиарды. Поведутся на это инвесторы? Ответ на мой глупый (хотя и не прокурорский) вопрос следует искать в министерстве инвестиционной политики. Как туда позвонить? Не знаю, на сайте правительства по-прежнему реквизиты только департаментов.

И фактически есть все основания опровергнуть слова г-на Сорокина, что реформа «формально произошла 1 января 2018 года». К рассвету 11 января ничего об этом курируемая первым министром пресс-служба не сообщала. Опасаюсь, как бы её не поставили к «заборчику ответственности»…

Хотя мне ли об этом говорить? Мне ли знать? Ведь на сегодняшний день в Перечне СМИ, аккредитованных при органе государственной власти (см. сайт облправительства) входят только издания ОГАУ «АИК». Остальные – попутчики и прохожие. Им всё знать не полагается!

«Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, куда уехал – неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто чёрт возьми! После видят, нечего делать, – ко мне».

Н. В. Гоголь «Ревизор» (1836), действие 3, явление 6.

Фото: pixabay