Накануне в Уфе (Башкирия) губернатор Новгородской области провёл заседание рабочей группы Государственного совета РФ по направлению «Социальная политика». Оно было посвящено проблемам демографии. Поскольку тема сопряжена со здравоохранением, в этой заметке мы дойдём и до демографии. И ничего хорошего не узнаем…

Временно не доступен

Вспоминаю, как 26 июня 2017 года врио губернатора Андрей Никитин откровенничал с корреспондентом «Лента.Ру»: «Главная проблема — поздняя диагностика. Поздно выявляют онкологические заболевания, инсульты, инфаркты. Несмотря на то, что оборудование в больницах вроде бы есть, и оно хорошее. Но вовремя доехать до него — проблема».

Полтора года спустя приоритеты, вроде бы, остались прежними. У граждан должна быть «возможность обследоваться в своём населённом пункте, получить лечение в больнице с необходимым оборудованием, где есть хорошие специалисты, – говорил губернатор 11 февраля на расширенной коллегии областной прокуратуры. – И, конечно, максимальная мобильность и доступность первичных обследований. У нас должно быть достаточно мобильных поликлиник, ФАПов, флюрографов и маммографов, которые должны дойти до каждого населённого пункта, в том числе, численностью менее 100 человек».

Звучит убедительно, но сколько же нам потребуется «мобильных поликлиник, ФАПов, флюрографов и маммографов», чтобы дойти до каждого села?

Приведу слова и.о. губернатора Астраханской области Сергея Морозова на совещание у президента России: «Мы разработали две региональные программы – это «Поезд здоровья» и проект «Суббота для здоровья». В рамках проекта «Поезд здоровья» жители отдалённых и труднодоступных населённых пунктов могут пройти комплексный медицинский осмотр, в том числе получить консультации узких специалистов. «Поезд здоровья» представляет из себя четыре автомобильных комплекса с маммологическими возможностями исследования, рентгенографом, поликлиническим и стоматологическим кабинетами. В рамках проекта «Суббота для здоровья» в 20 медучреждениях области жители могут получить медицинскую помощь, консультацию, пройти диспансеризацию и профилактический медосмотр».

У нас тоже такой «поезд» есть. Правда, он состоит из одного «вагона». Но обещают пополнение. Так вот астраханский глава признался президенту: «В ходе работы данных региональных проектов за два месяца прошли осмотр почти 15 тысяч человек»*. Могу ошибаться, но, кажется, такую же производительность приписывали и нашей поликлинике на колёсах, побывавшей в Новгородском и Батецком районах (и в Сочи ещё). Достоверно: она может принять 40 человек в день (пресс-служба правительства). Значит, в целом менее 3000, если люди информированы и могут добраться до её стоянки… К тому же у нас нет «Суббот для здоровья».

*Астраханская область. Население – более 1 млн. человек, площадь – 44 тыс. кв.км. Новгородская область. Население – 600 тыс., площадь – 54 тыс. кв.км.

Но хозяева поликлиники на колёсах (компания «ПМК-Медэк») работают по соглашению с правительством региона и финансируется за счёт средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Они ничем не рискуют.

Если в данном случае применим норматив финансовых затрат на единицу объёма медицинской «обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях», установленный Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (правительственное постановление № 139 от 24 апреля 2019 г.). Если применим, то за каждого обратившегося наши добрые партнёры получают нынче «за счёт средств областного бюджета - 1100,4 рубля, за счёт средств обязательного медицинского страхования – 1325,32 рубля». Итого – 2425,36 рубля. В 2020 будет соответственно 1068,0 и 1373,4 рубля (в сумме – 2441,4 рубля); в 2021 году – 1068,0 и 1430,6 рубля (2498,6 рубля).

И здорово, если вам помощь окажут, и недуг пройдёт. А если – окажут, но посоветуют обратиться в больницу? Означает ли это, что медицина, как и пророчит губернатор, «дошла до каждого населённого пункта, в том числе, численностью менее 100 человек»?

Критерии от лукавого

Кстати, о Территориальной программе госгарантий бесплатной медицинской помощи. Документ не для вечернего чтения, но в нём есть глава 18. «Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках Программы».

Итак, наши медики сработают удовлетворительно, если:

- «смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек населения) [доведут за 2019-2021 гг.] до 680 случаев». По данным Росстата за 2017 год у нас было 679 случаев, и мы занимали третье место по стране, уступая лишь Чукотке (790,8) и Тыве (705,8);

- «материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми) - 18,0 случая». В 2016 году показатель был 13,9 (за 2017 год у меня данных нет).

- «младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) - 4,2 случая, в том числе городского населения - 3,4 случая, сельского населения - 5,7 случая». В 2017 году было соответственно – 5,8; 5,3 и 7,5;

- «обеспеченность населения врачами на 10 тыс. человек населения - 31,0». На 1 января 2017 года было 33,3;

- «обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения) - 83,0». На начало 2017 года – 88,4;

- «среднегодовая занятость койки в медицинских организациях (день) - 333 дня». По данным Минздрава РФ, в 2016 году было 332 дня. И авторы исследования «Карта выживаемости», опубликованного в издании «Новые известия», комментировали: «Это одно из самых больших значений в России. Медицина для жителей – вообще что-то из области фантастики. Здесь нет ни одной участковой больницы, ни одной детской больницы, доля городских больниц крайне мала (11,4% при среднем по России 17,4%)»;

- в главе 18 есть такой критерий «число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь, на 1000 человек сельского населения – 315,0». Про городское население ничего нет. Но в главе 6. «Нормативы объёма медицинской помощи» читаю: «Для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2019 год – 0,3 вызова на 1 застрахованное лицо, на 2020 и 2021 годы – 0,29 вызова на 1 застрахованное лицо». «Карта выживаемости» – про нас: «…И скорой помощи здесь фактически нет. В регионе в среднем по 0,5 врача на каждую станцию медицинской помощи. Если по России в среднем на 1000 жителей скорая оказывает помощь 10,7 чел., то в Новгородской области только 1,8!».

А может, проскочим?

Утомил я вас, читатель, этой цифирью изрядно. Ещё самые показательные и доступные в сравнении индексы выбирал. Кажется, что проводимая Андреем Сергеевичем Никитиным и присными реформа здравоохранения в ближайшие три года (2019-2021) никакой пользы населению не принесёт. Это чётко зафиксировано Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

А там и срок губернаторский выйдет, если ранее не удастся сбежать с высоко поднятой головой. «Кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня»*. Но если вы идёте спиной вперёд, значит, вы пятитесь…

*Евангелие от Матфея. 10:38.

**Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay