Коррупция не имеет границ. На конкурсе мисс Сызрань

победил 44-летний племянник главы местной администрации.

Пожалуй, это самый милый и безобидный анекдот про взяточничество в России. Но сколько про коррупцию не шути – а заветные конверты не иссякнут, пожалуй, никогда.

Даже сегодня, на большой пресс-конференции Владимира Путина в Москве журналисты подметили, что в следующем году будет 10 лет лозунгу «Хватит кошмарить бизнес», но предприниматели продолжают жаловаться на силовиков и чиновников, и репортёр задал главе государства вопрос – не являются ли эти силовики и чиновники пятой колонной. 

Большинство проверок идёт через прокуратуру, – заявил Путин, отвечая на вопрос о бизнесе. По его словам, есть реестр проверок, в которых указано кто и что проверяет. – В целом ситуация меняется к лучшему. Что касается правоохранительных органов, больших изменений в лучшую сторону пока нет. В этой сфере есть проблемы, в частности с контролем за деятельностью силовиков, а также с коррупцией.

А что у нас в 2017-ом? Сетевое издание «ВНовгороде.ру» задало этот вопрос новгородским предпринимателям и мнения, надо признать, разделились практически на диаметрально противоположные.

Предприниматель Денис Орлов:

– С коррупцией сталкиваются все предприятия! Я лично не знаю ни одного предприятия, которое бы так или иначе не встретилось с этой проблемой. У нас есть два типа коррупции: верховая и низовая. Первая проявляется в договорённостях при участии на аукционах на госконтракте, любой доступ к бюджетным деньгам. Когда принимается решение, кому будет отдана работа, заранее договариваются с подконтрольными фирмами, или с которыми сложились устоявшиеся доверительные отношения. В таких случаях коррупция не видна, и за руку кого-то там трудно поймать, например, чиновника, договорившегося о передаче денег. Задача чиновника в таком случае очевидна – сделать конкурсную документацию под конкретного участника – это очень широко процветает в строительстве, дорожном хозяйстве. Даже нашумевшая новгородская история с камерами фото и видеофиксации показала, что конкурс делался под конкретного игрока. 

Или другая сфера – дороги. Любая смена руководства в дорожном хозяйстве, по моим наблюдениям, влечёт появление абсолютно новых компаний из других регионов, которые у нас никогда не работали, но начинают мгновенно выигрывать все конкурсы. Так, по странному стечению обстоятельств после появления нового вице-губернатора и смены руководства в Новгородавтодоре у нас появились крупные подрядчики из Ростовской области, из Костромы и города Иваново, которые одномоментно вытеснили новгородских подрядчиков. Случайность?

К тому же 70% экономики у нас так или иначе связаны с бюджетом, можно говорить о том, что все, кто участвует в выполнении госзаказа, так или иначе с этим сталкиваются. Бывают и исключения, когда ощущается острая нехватка денег в бюджете.

Низовая коррупция распространена больше – это когда деньги получают сотрудники контролирующих органов. Причём на уровне мелких руководителей, отвечающих за проверки. Проблема в том, что законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, стало непроходимым. Масса ведомств создаёт свою нормативно-правовую базу и предъявляет требования, практически невыполнимые для предприятий. Конечно, каждое ведомство в отдельности действует для улучшения ситуации, той же пожарной безопасности, или создания лучших условий труда... Но в Новгороде у предпринимателей нет такой рентабельности, чтобы соблюдать все предъявляемые требования. Доходит до смешного: когда начинается волна проверок МЧС, многие предприятия в долг друг у другу ищут противогазы. Поскольку эти средства защиты надо менять раз в пять лет.... А расходы эти никто покроет.

Ещё один пример: если вы видите на улице города гружённый больше чем на половину грузовик «Тонар» или «китаец» (абсолютно нерентабельные, если возить по правилам, без превышения по весу), практически всегда это означает, что владелец или водитель автомобиля участвует в коррупционной схеме, поскольку однозначно превышает допустимые требования по грузоподъёмности. При этом, на минуту, штраф за одно такое нарушение юр.лицу приличный - от 300 до 900 тысяч рублей.

Сегодня руководителю, чтобы соответствовать постоянно меняющемуся и сложному законодательству, тем изменениям, которые издают различные ведомства, нужно держать целый штат людей, который будет изучать новшества и доводить до него. Само государство подталкивает к ошибкам, а многие изменения зачастую губительны. Поэтому всем как-то приходится договариваться.

Председатель Новгородского союза предпринимателей Дмитрий Койков:

– В личном опыте не сталкивался с коррупцией. Обычно читаю в СМИ про проявления коррупции должностными лицами. Если факты, о которых говорится в СМИ, имеют реально место быть, то ситуация в стране тяжелая. С точки зрения управленческого цикла главная задача чиновников – это снятие затруднений стоящих перед страной в разных сферах жизни. Если вместо этого они начинают заниматься личным обогащением, тогда они не выполняют свои прямые функции и разрушают объект, которым управляют. Путей решения у проблемы три: 1. Неотвратимость наказания 2. Универсальность наказания (независимо от ранга чиновника) 3. В обществе нужно прививать ценность честного труда и соблюдения законов, а не ценности материального благополучия, когда люди считают возможным обогатиться разными путями, в том числе незаконными.

 

Задавая вопросы о коррупции, как и любой здравомыслящий человек, я прекрасно понимаю, что рассчитывать на особую откровенность мне особо не стоит – УК РФ настолько суров, что по-прежнему «сесть» может не только вымогающий, но и дающий или вынужденный давать взятку. Поэтому только когда речь идёт об анонимных опросах, часть бизнеса отваживается говорить на эту неудобную тему.

К примеру, как показал третий этап «Бизнес-барометра коррупции», запущенный по всей стране торгово-промышленной палатой, постоянно сталкиваются в своей деятельности с коррупцией примерно 13% российских предпринимателей. Лишь каждый 4-ый бизнесмен считает, что уровень взяточничества снижается. Наиболее коррумпированными направлениями, по мнению бизнеса, были и остаются направления, в которых приходится: получать разрешения, справки, лицензирование. Сюда же бизнес относит контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью, а также государственные и муниципальные закупки.

Директор ООО «Бизнес-Персонал» Юлия Ротанова:

– Всевозможных опросов проводится много и чуть ли не каждый день. Но мы не знаем, анализируются ли их результаты на местном уровне, и идут ли эти данные «наверх», – куда и зачем их отправили, не знаем.

Лично я взяток не давала, и могу сказать, что несла от этого определённые убытки. Я говорю о госзакупках и тендерах. Вообще в конкурсах, насколько я знаю, такие моменты есть, поэтом я в них не участвую. Знаю, что тех, кто оказывает услуги, тема взяток затрагивает в меньшей степени, больше тема коррупции касается тех, кто работает с продуктами – кафе, рестораны.

Одно могу сказать – ситуация меняется. И становится хуже...

– Хуже?!

– Именно. Нет в чистом виде проверок, но есть множество нулевых отчётов, справок и пояснений, сотен документов, дублирующих друг друга от контролирующих органов. Это скрытые, завуалированные формы отчётности. Государство действительно толкает бизнес на нарушения, поскольку выполнить все требования невозможно. Некоторые ведомства сами не могут толком объяснить как подготовить те или иные бумаги, поскольку нет чётких регламентов.

  

Юрий Весельев, председатель Новгородской «Деловой России»:

Результаты исследований наших коллег и партнёров из Торгово-промышленной палаты РФ не только иллюстрируют ситуацию с коррупцией, но и подсказывают пути её преодоления и профилактики.

Вот в сфере государственных закупок стали широко использоваться электронные площадки, доступные для контроля со стороны делового сообщества, общественников. И бизнес-барометр коррупции ТПП РФ показывает её снижение в этой сфере. Такая наглядная демонстрация убеждает: такие средства помогут убрать коррупциогенные факторы и из других сфер. Допустим, процесс подготовки разрешений или справок можно было бы отслеживать также, как сегодня следят за посылками.

Вопросы, связанные с контрольными и надзорными мероприятиями, частично уже переведены в интернет – списки коммерческих организаций для плановых проверок доступны на сайтах ведомств. Но можно пойти дальше. Один из вариантов – приложение «Набат!», представленное Уполномоченным по правам предпринимателей в РФ, позволяющее получить консультацию и помощь специалистов в случае внезапной проверки. Да и общая цифровизация экономики позволяет контролирующим органам взаимодействовать с коммерческими организациями дистанционно. Там, где нет человеческого фактора – и коррупция исчезает.

Генеральный директор ООО «Инвестиционно-строительная компания Новинвест» Антон Бондалетов:

Современные российские объединения деловых людей, как ТПП и «Деловая Россия», профилактируют коррупцию в ходе своей повседневной работы. Так, в уходящем году Новгородская «Деловая Россия» последовательно выступала за внедрение в практику взаимодействия инвесторов с ресурсоснабжающими организациями единой формулы «15 суток на ответ, 5 суток на мотивированный отказ» при решении вопроса по техническому присоединению. Внедрение единого нормативного срока для любого взаимодействия между бизнесом и органами власти убирает коррупциогенный фактор. Если нет нужды «торопить», то и искушение получить незаконную благодарность за скорость «решения вопроса» не возникает.

Ещё один момент, наводящий на мысли о коррупции, – необходимость получения официальных оценок или экспертных заключений, перед получением разрешения от государственных органов. Граничить с коррупцией в данном случае может негласная рекомендация чиновников обратиться к определенным экспертам или оценщикам.

Подобным явлениям мы намерены противостоять, например, в сфере развития деловой активности в исторической части Великого Новгорода. Убрать возможность такого проявления коррупции, по нашему мнению, можно также разработав единый стандарт ведения бизнеса на территории с особым статусом.

***

К сожалению,  выяснить средний размер новгородской взятки оперативно не удалось. Но можно можно прибегнуть к официальной статистике правоохранительных органов. К примеру, согласно предоставленной изданию информации, с начала года сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Новгородской области раскрыто 22 должностных преступления экономической направленности (преступления, совершенные должностными лицами с использованием своего служебного положения), из них 12 – это факты взяточничества. При этом особое внимание уделялось выявлению и раскрытию должностных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Так в 6 из 12 раскрытых сотрудниками полиции фактах взяточничества сумма незаконного денежного вознаграждения составила крупный размер – от 150 тысяч рублей... Более общими данными, а потому и более показательными в этом плане цифрами, оперирует Новгородская областная прокуратура: более 1,6 тыс. нарушений, в числе которых чиновник, пойманный на взятке в 800 тысяч рублей. Однако, думается, даже эти впечатлюящие цифры  – лишь несколько капель в луже новгородской коррупции. 

А какая на ваш взгляд, уважаемые читатели, самая коррупционная сфера, где больше всего берут взяток?