Продолжение политики «ничегонеделания» в ближайшей перспективе приведёт к печальным для Боровичского района финансовым последствиям. Собственные доходы бюджета не обеспечивают исполнение взятых расходных обязательств, и нет никаких оснований ожидать значимый рост налоговых и неналоговых доходов. Экономический кризис, хотим мы этого или нет, никуда не делся. В последние годы концы с концами удавалось свести только благодаря банковским кредитам. Но и эта возможность близка к исчерпанию. По моим оценкам, к началу 2018 года объём муниципального долга сравняется с собственными доходами бюджета, это означает, что дальнейшее привлечение заимствований на покрытие дефицита бюджета будет невозможно. Ситуацию усугубляют накопленная кредиторская задолженность учреждений образования и культуры перед ООО «ТК «Новгородская», ООО «ТНС энерго» и неисполненные судебные решения – ещё порядка 100 млн рублей, оставшихся за рамками бюджета. Это не много, не мало – треть собственных доходов.

Если посмотрим на исполнение бюджета района за I квартал 2017 года, то увидим, что фактически получено 59,5 млн рублей, что на 11,2 млн меньше утвержденных в бюджете назначений, и на 11,4 млн меньше, чем в прошлом году. Упала собираемость основных налогов – НДФЛ и ЕНВД.

Постоянно возникающие кассовые разрывы расшиваются за счёт переброски средств со статьи на статью, несвоевременной уплаты налогов, перечисления страховых взносов с заработной платы работников Администрации и сети подведомственных учреждений после инициирования судебных процессов со стороны фискальных органов. 

Есть угроза коррупционных рисков 

Постоянный «финансовый голод» создает предпосылки для нецелевого расходования бюджетных средств, что и произошло в прошлом году со средствами дорожного фонда города Боровичи. По данным контрольно-счётной палаты Боровичского района миллионы рублей прошли мимо дорог.

Попытки решить проблемы бюджета за счёт оптимизации численности Администрации и сокращения расходов на аппарат необходимого эффекта не дадут. Расходы сократятся на сотни тысяч рублей, а потери от неэффективных решений будут исчисляться десятками миллионов.

При совмещении должностей заместителей главы администрации района с председателями комитетов возрастут коррупционные риски, снизится качество управленческих решений – замы будут сосредоточены на текущих вопросах, и система окончательно перейдет в режим реагирования на жалобы, обращения и произошедшие события. Примером неудачного эксперимента стала ликвидация КУМИ, которая уже привела к утрате стратегического подхода и единой, предсказуемой политики управления муниципальным имуществом и землей, нарушению сроков оказания муниципальных услуг, сбоям в начислении арендной платы за землю, крупным ошибкам при распоряжении землей и имуществом. 

О проектах развития района… 

При существующем низком уровне собственных доходов местного бюджета невозможно замахнуться на проекты развития района: строительство детского сада и школы, капитальный ремонт дорог и коммунальной инфраструктуры, на подготовку Боровичей к празднованию 250-летнего юбилея.

До сих пор не разработана муниципальная целевая программа «Боровичи – 250 на 2017-2020 гг.», в которой были бы указаны цели, задачи, механизм реализации, финансирование, ожидаемые результаты. А ведь юбилей может и должен дать импульс развитию Боровичского края, поднять к нему интерес на региональном и федеральном уровне.

Ничего неизвестно о взаимодействии Администрации района с Губернатором и Правительством Новгородской области по вопросу повышения статуса празднования до федерального и привлечения средств федерального и областного бюджета на реализацию программы, включения юбилейной даты в российский календарь культурных событий на 2020 год.

…и куче ненужной бумаги

Сколько угодно можно собирать рабочие группы, придумывать отдельные мероприятия, составлять планы празднования, но если нет программного документа и его финансового обеспечения, все наработки рискуют превратиться в кучу ненужной бумаги.

Уповать на программу развития моногородов, как на манну небесную, на мой взгляд, несколько самонадеянно. Предполагаемая к получению в 2018 году сумма в 20 млн рублей на проекты развития городской среды не решит проблем Боровичей, они намного серьёзнее, только на достройку «многострадального» Центра культурного развития нужно свыше 40 млн рублей. 

Есть ли выход из финансового тупика?

Да, есть. В очередной раз скажу о необходимости перераспределения налогов и прежде всего НДФЛ между областью и районом в пользу увеличения норматива отчислений от НДФЛ в консолидированный бюджет района с 30 до 50%. Это позволит дополнительно привлечь в бюджет района не 20, а 200 млн рублей. Решение этой задачи потребует слаженной, профессиональной и напряжённой работы Администрации и Думы района, депутатов областной Думы от Боровичей. Добиться результата будет непросто, нужно убеждать, доказывать, находить союзников.

А есть ли другой вариант? Да, бездействовать и наблюдать, как деградирует район.

*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

**Издание готово предоставить площадку для дискуссии заинтересованным сторонам по поднятой в материале темы

Фото: pixabay