В Великом Новгороде прошла выездная сессия Петербургского Международного Экономического Форума. Что привезли новгородским предпринимателям из «Сколково» и Корпорации МСП, как всё это взять и использовать на благо своего дела и своего региона? Рассказывает участник форума, председатель Экспертного клуба «Антоново» Алексей Громский.

Серия встреч с руководителями современных российских институтов поддержки предпринимательства на форуме многих заставила задуматься. Тон задал вице-президент Фонда «Сколково» Кирилл Каем. Отвечая на вопрос собравшихся – возможно ли получить поддержку, если в твоем бизнесе нет высокотехнологичной составляющей – он подчеркнул: «В современном успешном бизнесе высокие технологии есть правктически всегда».

И можно было бы отнестись к этим словам, как к популярным прогнозам технического директора Google, футуролога Рэя Курцвейла… вот только, получив информацию о работе фонда, предприниматели в кулуарах стали с интересом обсуждать производство мебели на заказ с использованием 3D-принтеров и современные торговые автоматы.

Закономерное продолжение разговора о технологическом перевооружении предпринимателей – вопросы развития промышленности, которые обсуждали с директором другого государственного учреждения – Фонда Развития Промышленности. Новый директор Роман Петруца удивился: по Северо-Западу организация сопровождает более полутора сотен серьёзных коммерческих проектов, а от Новгородской области, славящейся своей электронной и лесной промышленностью с советских времён ещё, лишь две заявки на поддержку.

Впрочем, как позднее выяснилось в ходе общения, одному из предприятий в ФРП ранее отказали. Руководство фонда и представители нескольких других институтов поддержки, посетили это предприятие и порекомендовали – подать заявку повторно. Такое случается, когда к развитию региона приковано пристальное внимание на федеральном уровне.

Но вернёмся к логике построения выездной сессии и развития новгородского предпринимательства в соответствии с этим вектором. У нас есть технология и она воплощена в железе и силиконе современных технологических линий. Осталось составить успешный бизнес-план и найти потребителя. Переходим к центральной теме форума. И, как предполагалось, ею стали современные средства маркетинговой поддержки – такие как «Навигатор МСП», разработанной одноимённой госкорпорацией развития и представленной лично её руководителем Александром Браверманом. Знакомство с предлагаемым инструментарием, которое продемонстрировали деловые люди в Новгородской области, порадовали гостя.

Впрочем, как справедливо отметил на пленарном заседании врио губернатора Андрей Никитин, ставший модератором диалога бизнеса с руководителями институтов поддержки, неприятным фактом пока ещё является разница в осведомленности о различных институтах.

Бизнес-навигатор, один из проектов, поддерживаемый «Деловой Россией», объединением предпринимателей, которое и в Новгородской области активно. По словам заместителя председателя регионального отделения, руководителя Агентства Регионального Развития Юрия Весельева, система навигатора позволяет новгородцам осуществлять экспансию в другие регионы.

Работая с деловой недвижимостью, мы используем подобные инструменты, чтобы дистанционно оказать помощь представителям нашей компании в более чем 30 регионах, – признаётся он.

Новгородские деловые люди также делают и ряд предложений по усовершенствованиям Бизнес-навигатора. «Через интерактивный инструментарий навигатора стоит организовать взаимодействие непосредственно с потребителями, чтобы получить на выходе карту потребностей», – говорит Юрий Весельев. Звучали в ходе сессии ПМЭФ и другие предложения по совершенствованию навигатора.

После общения мы скорректировали инструментарий бизнес-навигатора МСП и свои сервисы на основании обратной связи, – отметил Браверман.

Так что развитие бизнеса неразрывно связано с изменением территории и общества в целом и деловые люди становятся мотором этих позитивных изменений. Этот принцип лежит в основе комплексного маркетинга территорий, о котором также говорили на сессии. Показателем того, что территория «успешно продается» руководитель дирекции Фонда «Росконгресс» Слава Ходько, представивший это направление работы, назвал рост количества экономически активных людей в регионе.

«Люди не уезжают, а стремятся жить и работать в таком регионе, туристы стремятся посмотреть его достопримечательности, а бизнесмены – вложить деньги», – отличный образ будущего описанный экспертом.

Соответствующие Новгородской области цифры общеизвестны, увы. Но есть и потенциал. Простое доказательство из сферы туризма – в Санкт-Петербург их приезжает «тратить деньги», примерно, 7 миллионов в год, в Великий Новгород – всего четыреста тысяч. Привлечь остальные 6,5 можно, разрабатывая совместные с соседями маршруты и наращивая инфраструктуру.

И, как конечная цель развития предпринимательского проекта в современных условиях – участие в крупных закупках для нужд госкорпораций и на экспорт. Ведущие эксперты указывают: «Даже в кризис деньги есть у государства и за рубежом». Потому участие в закупках и экспорте имеет особое значение в условиях общей экономической стагнации. И с тем и с другим готовы помочь институты развития. Но, допустим, с Экспортным центром из присутствовавших на сессии новгородских предпринимателей, как удалось выяснить Андрею Никитину в результате импровизированного голосования, сотрудничают только три компании.

По итогам Андрей Никитин отметил, что здание правительства Новгородской области давно не видело столько людей.

Это хороший признак. Значит мы начинаем говорить с бизнесом на понятном ему языке и ставим те задачи, которые помогут создавать в области новые производства и рабочие места,  констатировал врио губернатора.

А взаимодействие с институтами поддержки наладить довольно просто. Регион в зоне особого внимания высшего руководства страны, политическая воля есть, современные коммуникационные инструменты работают. Дело за людьми.

Фото: pixabay.com