В одно мгновение скромный театральный фестиваль, который собирал спектакли по произведениям Ф.М. Достоевского и показывал их преимущественно на площадках Старой Руссы, превратился в крупный форум без рамок и ограничений. Кроме камерных постановок в его программе появилось большое количество масштабных многочасовых полотен. И публика Великого Новгорода, не слишком-то избалованная театральным Достоевским, получила возможность увидеть свежие российские и европейские премьеры. Из Старой Руссы фестиваль не ушёл, сохранив уютное очарование показов в музейных залах.

На афише – почти сплошь узнаваемые названия произведений, известных со школьной скамьи. Достоевский нового уже не напишет. Неужели интересно из раза в раз смотреть на страдания одних и тех же персонажей? Но завсегдатаи театральных фестивалей подтвердят – российский князь Мышкин разительно отличается от японского, а современные режиссёры умеют находить такие тонкости сюжета, которые заставляют замереть от неожиданности. В конце концов, театр может быть не только традиционным, но и иммерсивным. Достоевского можно даже станцевать. Именно за этим отправляемся в путешествие по фестивальной афише 2019 года.

Открывает фестиваль Московский театр на Таганке. Думается, представлять этот театр, ставший явлением мирового искусства, не требуется. После ухода из жизни её легендарного руководителя Юрия Любимова, Таганку возглавляет Ирина Апексимова, которая наряду с сохранением традиций стремится не упустить всё самое свежее и радикальное, что предлагает театральная молодёжь. Из одного экспериментального проекта с молодыми режиссёрами и родился спектакль, который увидят новгородцы. И следует приготовиться к действительно необычному зрелищу. Режиссёр Сергей Чехов, номинант на «Золотую маску», успевший привлечь к себе внимание театральной критики и стать модным, взялся за «Бесов» Достоевского. Название странное – «8 (Восемь)», явно намекающее на нечто математическое. И действительно, спектакль похож на математическую формулу, в которой из элементов-грехов складывается личность одного из главных героев Николая Ставрогина. Жёсткий, лаконичный, стильный час ожидает фестивальную публику. 6 ноября в 19:00 на сцене Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского.

Удивительно, но вдалеке от Москвы, в Казани, почти одновременно на сцене Государственного театра юного зрителя режиссёр Туфан Имамутдинов поставил «Бал. Бесы». Здесь тоже восемь персонажей, но совершенно другие тексты романа. И зрители действительно становятся участниками бала – впечатляющие трюковые номера выражают самую суть философских убеждений «бесов». Подвижная платформа передаёт ощущение зыбкости, заставляет восхищаться ловкостью и отчаянием, с каким молодые персонажи исполняют свои страшные и жестокие танцы-мысли. Изящные метафоры, безграничное актёрское обаяние обещают стать одним из главных событий фестиваля 12 ноября в 21:00 на сцене Новгородской областной филармонии имени А.С. Аренского.

И это не все «Бесы». Прославленный Российский академический молодёжный театр (РАМТ) привозит спектакль «Шатов. Кириллов. Пётр». Постановку Александра Доронина нужно увидеть уже только потому, что это последний показ. В день рождения Ф.М. Достоевского спектакль завершает свою сценическую жизнь именно в Великом Новгороде, позволяя вместе с молодыми героями отправиться на поиски Бога. 11 ноября в 18:00 на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского.

Самой неожиданной трактовкой текста романа «Бесы» станет хореографический спектакль «Исповедь». Танцевальная компания «Ятеатр» из Москвы обратилась к главе «У Тихона», которая за свою «непристойность» была запрещена к публикации. Языком современного танца двое исполнителей передают историю о запретном, обнажая разрушительные чувства – боль, гнев, отчаяние. Для кого-то может быть странным, что не звучит витиеватый слог Достоевского, но «Ятеатр» нашёл ту степень телесной выразительности, при которой сильнейшее эмоциональное потрясение зрителям обеспечено 10 ноября в 13:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского.

Без культового романа «Преступление и наказание» тоже не обошлось. И здесь фестиваль полон сюрпризов. Начать стоит с того, что новгородцы впервые услышат эту историю на турецком языке. Главная театральная сцена Турции в столичной Анкаре ровно год назад обзавелась своим «Преступлением и наказанием». Российскому зрителю здесь многое будет непривычно – и южный темперамент, и особый взгляд на русскую действительность прошлого столетия, большое количество персонажей, о которых на родине часто забывают. Звёзды турецкого театра и кино, засветившиеся в том числе в сериале «Великолепный век», готовы сыграть костюмную драму о Раскольникове, который хотел кровью изменить мир, но пришёл к раскаянию. И это уже интригует. Найти общий язык со зрителем актёрам помогут субтитры 8 ноября в 19:00 на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М.Достоевского.

На другой зарубежный спектакль «Преступление и наказание» по билетам будет не попасть. Но расстраиваться сильно не стоит. Финский национальный театр из Хельсинки покажет часть большого государственного проекта, направленного на социальную адаптацию трудных подростков. Трое актёров разыгрывают историю об отверженных молодых людях: он – преступник, она – проститутка. Оба стали рабами своих заблуждений и ошибок, но у них есть шанс на исправление и возвращение в общество. В спектакле звучит рок-музыка, используются модные атрибуты подростковой культуры. И зрителями станут юные новгородцы, приглашённые социальными учреждениями города, 11 ноября.

Вышневолоцкий областной драматический театр привозит «Наказание» – экзистенциальную драму режиссёра Александра Загораева. Раскольников мучим бесами и привидениями, которые эффектно появляются прямо из стен. На этот спектакль нужно идти не за сюжетом, а за изощрённой головоломкой, которую устраивает себе молодой человек. Совесть подкидывает ему бредовые видения, в которых есть обаяние зла и простодушие добра, любовные стычки и детективная психология. Сюрреалистическая композиция не отменяет правдивости чувств и мыслей всех участников этого наваждения, которое пройдёт 8 ноября в 18:30 на сцене культурного центра «Русич» в Старой Руссе.

Завершит парад Раскольниковых «Убивец» Калужского областного драматического театра. Избранные сцены романа режиссёр Александр Баранников превратил в психологические поединки. Философия Раскольникова и осознание собственной неправоты, известная нам по школьным учебникам, обретёт живую плоть и кровь на спектакле 13 ноября в 16:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского.

Но это не все интерпретации романа «Преступление и наказание» в фестивальной афише. «Сны о преступлении и наказании» московского Театра Метакинетики выходит за рамки знакомых жанров. Тексты романа сплавляются с пластическими композициями в причудливых сочетаниях, исследующих первообразы мироздания. Мистицизм Достоевского обнажается, становится главной целью погружения в явления и мысли, порождённые его гением. Постановщиком спектакля стал Анатолий Бочаров, ведущий актёр легендарного Театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса. Он, она и белый парашют как первоматерия 10 ноября в 19:00 на сцене Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского.

Продолжение следует…