С 12 по 16 апреля в Великом Новгороде пройдет фестиваль, который демонстрирует самое необычное, модное, дерзкое, чем живет современный европейский театр. Фестиваль, который открыл нам многообразие театральных форм, научил не пугаться определений «современный танец», «театр объекта» или «визуальный театр». И даже понимать их. В этом году 16 спектаклей и до 7 показов за один день, не считая обширной программы лекций и встреч. И чтобы не заблудиться в этом сказочном театральном лесу, мы составили навигатор по фестивалю в карточках. Их можно сохранить в альбомы соцсетей и сверяться на всём протяжении путешествия.

Жанры. В современном театре так бывает, что актёры на всём протяжении спектакля ничего не говорят. Они танцуют или вовсе странно двигаются. А порой старинные великие истории они пересказывают без всякого пиетета к классическим сединам. Бывает, что актёры вместо кукол достают разнообразные предметы и начинают ими играть. Могут не просто обратиться к зрителю, а даже прикоснуться к нему или попросить что-то сделать. Поэтому мы решили поделить всю программу фестиваля на категории-жанры, что бы вы точно не промахнулись с выбором. Каждая карточка помечена своим цветом.

БЛИЗКО-БЛИЗКО!

Возвращение шведской театральной компании ZebraDans на фестивале должно стать большой радостью. Спектакль «Коробочка» в прошлый раз показал, как современная хореография может стать языком, которым можно рассказать забавную историю о дружбе, первой ссоре и примирении. На этот раз в спектакле «Sadunær» (а его премьера состоялась незадолго до первых гастролей в Великий Новгород) танцоры вновь продемонстрируют, что можно общаться без слов. Элементы контактной импровизации расскажут о доверии, хип-хопа – о радости движения. А «пятой ногой» в дуэте станет музыкант-мультиинструменталист, у которого тоже есть своя важная роль. И фирменная фишка шведской компании – игра со зрителем. Минуя языковой барьер, они разучат с малышами модные движения и вместе станцуют.

КАШТАНКА

Маленькая собачка в поисках дома – сюжет сегодня не слишком оригинальный. Но, видимо, очарование чеховской прозы даже на немецком языке будоражит сердца зрителей. Режиссёр Андреа Мария Эрл сочинила весёлую и трогательную театральную историю, наполнив её цирковыми трюками, пиротехникой и живой музыкой. Забавный бэнд – часть циркового мира, полноправный участник действия. А сам спектакль становится замечательным добавлением к чтению школьной классики.

Я БАСЁ

Медитация, детская игра, смена времён года, завораживающие визуальные сцены, превращения, безмолвная поэзия и радость от творческих возможностей. Всё это искусно режиссёр Яна Тумина сплетает в небольшом, но очень выразительном спектакле. Здесь дети наряду с профессиональными артистами показывают способность не только исполнять цирковые трюки, но и сопереживать красоте этого мира. Знаменитые хокку японского поэта Мацуо Басё – как ключик к образам постановки, который лишь приоткрывает дверь в волшебный мир.

ПИНГ

В этом спектакле Эстер де Кёнинг выступает как автор и исполнитель своего текста от лица некоего персонажа по имени Пинг. Пересказывать смешной, абсурдный и невероятный сюжет нет необходимости. Но сама автор говорит: «Я ничего не придумываю. Просто со мной много всякого случается». А потому у зрителей есть уникальный шанс узнать, как связаны исчезновение учительницы физкультуры и появление инопланетян.

ЗООПАРК ПИНОККИО

Название итальянской театральной компании говорит само за себя. Здесь миру природы отдают особую дань. Зрители увидят целый бестиарий (или зоопарк – ведь спектакль для детей) из фигурок животных, которые рассказывают знаменитую историю о деревянном мальчике, получившем живую душу. Живые мелодии виолончели и гитары, изобретательный и утонченный мир природы позволят по-новому взглянуть на старый сюжет.

СЫН-МЕДВЕДЬ

Современный театр не так уж далеко ушел от исконных традиций и обрядов. Об этом вместе с волшебной народной сказкой расскажет театр из Петрозаводска. Звучание кантеле, йоухикко и других музыкальных инструментов, маски и объекты, непосредственное общение со зрителем – всё это продолжает удивлять и волновать современную публику.

СОЛО ДЛЯ ДВОИХ

Оксюморон в названии спектакля сразу настраивает на что-то беззаботное и игривое. Но сюжет если не трагичен, то уж точно сентиментально-трогательный. Музыкант вспоминает о пропавшем некогда брате-близнеце и пишет в его честь концерт для трубы. В живом исполнении она и зазвучит со сцены. А еще клоунада, музыкантские байки и перевод в реальном времени от актёра театра «Малый» Олега Зверева прилагаются.

НОВЫЕ ГРАНИЦЫ

Мы впервые на фестивале увидим танцевальную часть труппы Городского театра Билефельда, который приезжал с драматическими постановками. В оригинале хореографическое исследование названо по-английски – New Sites. Многозначность этого слова позволяет думать не только о границах, но и изменениях положений и места исполнителей во время танца. Вместе с ними мы попробуем понять, насколько сознательно способны воспринимать собственные движения и развивать чувствительность к пространству.

КОГДА Я БЫЛА МАЛЕНЬКИМ МАЛЬЧИКОМ

У этого спектакля есть два замечательных автора – детский писатель и драматург Михаил Бартенев и режиссёр, создатель многих легендарных театральных проектов Олег Лоевский. Оба они вдохновились голландцем Рэем Нусселяйном и создали на основе его идей российскую версию спектакля о безграничной фантазии и важности воспоминаний. Две актрисы раздвигают пространство до невообразимых объемов, превращая театральную игру в главные уроки жизни.

КРАСНЫЙ ШАРИК

Под романтические звуки аккордеона малыши знакомится с парой влюбленных, которая создаёт семью, у них рождается ребёнок… Всё кажется таким обычным, если бы герои не были… мягкими геометрическими фигурками. Контрастные цвета и магия их управления полностью скрытыми кукловодами создают трогательное и будоражащее настроение. Узнаваемые ситуации и выход за пределы привычного мира – вот такое театральное путешествие, по которому нас поведёт таинственный красный шарик.

МОЙ МИЛЫЙ КРОЛИК, МОЯ ТРЕПЕТНАЯ ЛАНЬ

В руках виртуозного кукольника что угодно может превратиться в искусство. Например, две фарфоровые статуэтки, сервировочные блюда, мещанские предметы быта. Но в них скрываются умилительные и печальные любовные истории. Дуэт в четыре руки, без слов, показывает всё самое важное, что случается с нами в жизни.

ГАМЛЕТ

Редкий KINGFESTIVAL обходится без Шекспира. И чаще всего трагедии английского барда мы видим как клоунаду, комедию, хулиганство. Нет, это не издевательство над

великими строками, а прямое следование заветам автора. Ведь Шекспир, творя для простой публики, был не чужд нескромных шуток и резкой сатиры. Эстонский дуэт, играя за десятерых персонажей «Гамлета», показывает зрителю, как актуальны до сих пор темы гуманизма, войн и насилия, взаимоотношений вымысла и реальности. Смех делает их только острее и значительнее.

ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО

Спектакль театра «Малый» не нуждается в особом представлении. Его можно увидеть и не в фестивальные дни. Зато будет очень интересно, как многочисленные гости отнесутся к беззаботной фантазии двух балетоманок на сюжет о принце Зигфриде и заколдованной красавице.

ЗОЛОТОЙ КОНЬ

Увидеть постановки сверхзнаменитого в Европе Дуды Пайвы раньше могли позволить себе российские зрители только на крупных столичных фестивалях. Эстетика этого режиссёра будоражит умы искусствоведов и утонченной публики. Куклы в рост человека, не заслоняющие исполнителя, рождают пугающие, гротескные образы. Но от этого они становятся не менее завораживающими и впечатляющими. Пьесу 1909 года латвийского писателя и поэта Яниса Райниса Пайва решает как шахматную партию. Символы игры соотнесены с мифологическими символами борьбы света и тьмы.

НАЧАЛО

Похоже, привозить постановки в стилистике хип-хопа стало доброй традицией KINGFESTIVAL. На этот раз любителей современной хореографии порадует французская труппа. Казалось бы, что общего у уличных танцев, стремительных, дерзких, провокационных и фресок Микеланджело? Ответ очевиден – вызов и борьба за человечность. Исполнители, вдохновленные ренессансной живописью, демонстрируют виртуозное мастерство и погружают нас в глубины общечеловеческих символов искусства.

ПТИЦЫ

Режиссёр Мария Романова собрала для своей постановки сказки, в которых птицы играют важную роль. Это истории о добре и зле, круге жизни и простых истинах. И снова древние обряды и напевы кажутся такими близкими современному театральному языку, сохранившими живую силу через века. И в руках создателей спектакля они предают свою сокрытую жизненную силу новым поколениям.

XV Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL организован Новгородским театром для детей и молодежи «Малый» при поддержке Министерства культуры России, при поддержке Правительства Новгородской области, Администрации Великого Новгорода. СТД России, Российского центра АССИТЕЖ. Фестиваль проходит при информационной поддержке сетевого издания «ВНовгороде.ру».