Традиционная для начала года беседа «ВНовгороде.ру» и мэра Великого Новгорода Сергея Бусурина в этот раз была больше посвящена не столько планам на предстоящий год, хотя и о новых проектах расскажем, но тому, что было с делано в году минувшем.

Сергей Владимирович, через неделю вам предстоит отчитаться за очередной год работы перед Думой Великого Новгорода. Ковидный год был непростым для всех, но, судя по отчёту, размещенному на сайте думы, вопреки пандемии работа всё равно шла. Местами, конечно, не так быстро как того хотелось бы новгородцам. Предлагаю начать разговор с болевых точек. В интервью нашему изданию еще до выборов (в мае 2018 года) вы, к слову, назвали «ливнёвку» одной из главных проблем. Что было сделано в 2020 году по улучшению ситуации?

– Уже не один год «Водоканал» ведёт активную работу над этим вопросом и у них три направления работы: расчистка, ревизия и точечный ремонт «ливнёвки». Сегодня активно идёт инвентаризация существующих сетей. В том числе, находятся нефункционирующие ливнеприёмники, которые, например, когда-то при ремонте дорог оказались под асфальтом. Только в 2020 году было выявлено и отремонтировано 14 участков ливневой канализации на 63 миллиона рублей. Кроме того, была куплена специальная машина, которая занимается прочисткой забивающихся ливнеприёмников.

Думаю, что проведённая работа если не поможет избежать локальных подтоплений, то уж точно позволит не повторить наводнение, которое случилось в областном центре в 2019 году.

По-прежнему особый вопрос вызывает Торговая сторона: там ливневой канализации практически нет. Сами понимаете, как наспех там в советское время отстраивались дома. А сегодня для строительства там ливневой канализации необходимо проводить археологические раскопки. Поэтому тут пока вопрос с ливнёвкой глобально не решить. Тем не менее сейчас в рамках реконструкции Ильиной улицы на ней ливневку сделают.

Чуть позже предлагаю поговорить о дорогах, а пока ещё по воде есть вопрос. На днях Новгородскую область Счетная палата внесла в число регионов с плохой питьевой водой. Какая работа ведётся в этом направлении в Великом Новгороде?

– Предположу, что такие показатели регион получил из-за состояния воды в некоторых отдельно взятых районах. В областном же центре все пробы воды, которая проходит очистку на «Водоканале», соответствуют нормативам.

Стоит напомнить, что в 2020 году был начат проект реконструкции Левобережных очистных сооружений. 70% от всего объёма работ занимает закупка дорогостоящего оборудования, и лишь 30% – сами работы. В этом году проект должен быть завершен. Это позволит избежать сброса осадка в Гребной канал. Новые очистные сооружения будут соответствовать всем современным требованиям экологии.

Напомню, задача очистки сбрасываемых в Гребной канал вод возникла давно, и рассматривались разные варианты ее решения. Один из возможных проектов оценивался в миллиард рублей. Однако сотрудники «Водоканала» оценили опыт разных регионов в этой сфере и разработали оригинальный проект на основе существующих корпусов, которые станут площадкой для размещения нового современного оборудования. Новый проект оценили в 287 миллионов рублей, за счет торгов удалось сэкономить 14 миллионов. Большая часть затрат – за счет федерального бюджета.

Сергей Владимирович, в течение всего прошлого года проволочки со строительством детских садов ежемесячно ставились вам на вид. В ноябре 2020 года дети пошли в садик в Ивушках, в феврале 2021-го планировалось открытие ДОУ на Вересова и Речной, но они ещё не работают. Что-то пошло не так?

– Все объекты построены и сейчас идёт устранение замечаний, которые были выявлены в процессе приёмки. Нужно понимать, что это объекты серьёзные, социальные и поэтому приёмка ведётся очень ответственно. Я уже неоднократно заявлял, что мы готовы даже пожертвовать сроками открытия ради качества. Но хочу заверить всех переживающих: тепло, вода, освещение, вентиляция уже функционируют и проверены. Осталось лишь завершить оформление некоторых документов. Дети в марте уже однозначно пойдут в садики.

Что касается ранее озвученных планов по строительству новых садов – этот вопрос пока стоит на паузе. Учитывая негативный опыт строительства трёх завершённых садов, мы понимаем, что выделяемых по субсидии денег недостаточно, у города нет средств, чтобы компенсировать недостающие от стоимости строительства 30%.

А сейчас я бы хотел в очередной раз сказать спасибо нашим новгородским застройщикам, которые в 2020 году, отработав если не себе в убыток, то максимум выйдя в «ноль», но помогли городу завершить объекты: это компании «Новгородсельстрой», «Возрождение» и СБ. С ними нам удалось выстроить диалог и завершить работу.

И хочу еще раз напомнить, что администрация выиграла все суды у нерадивых застройщиков по детским садам.

Теперь предлагаю затронуть вопрос ремонта дорог. Второй год подряд в Великом Новгороде аукционы отыгрывают заранее: на предстоящий год еще в прошлом – это, безусловный плюс. Как такая фора во времени для подрядчиков сказалась на качестве ремонтов, что удалось сделать в 2020 году?

– Качество работ контролируется вне зависимости от того, когда разыгрывается аукцион. Тут сроки скорее важны с финансовой точки зрения – отыграв аукционы раньше и получив определённую экономию, мы можем отремонтировать дополнительные участки дорог.

Говоря о качестве, я бы отметил вот что: в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) закладываются современные и качественные материалы, что позволяет увеличивать сроки эксплуатации дорожного покрытия. Если помните, как было раньше, через год со снегом асфальт сходил. Сейчас все дороги, отремонтированные в рамках БКАД, стоят в хорошем состоянии – взять ту же улицу Ломоносова, которая первой была отремонтирована по этой программе. Пошёл уже четвёртый год с момента её ремонта и до сих пор каких-то глобальных ям, выбоин или колдобин там нет. А отремонтированный Фёдоровский Ручей простоит в таком состоянии, по оценке специалистов, не менее 7 лет.

Если же говорить языком цифр, то всего в сфере дорожного хозяйства и благоустройства в прошлом году было отремонтировано 43 участка городских автодорог общей протяженностью 37,3 км, 12 местных проездов протяжённостью 5,4 км, на площади порядка 23 тыс. кв. метров выполнен ремонт дорожного покрытия в рамках содержания автомобильных дорог. В итоге доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, увеличилась с 60% (в 2019 году) до 73% в 2020 году.

Отдельно предлагаю рассказать про путепроводы. Если ремонт Колмовского моста в процессе, то что с Лужским – есть уже сроки капремонта этого сооружения?

– Ещё в 2019 году я дал поручение провести полный аудит всех мостовых сооружений в городе. Тогда было выявлено два крайне важных и больных вопроса – ремонт Колмовского моста и Лужского путепровода. Если по Колмовскому мосту к тому моменту уже был проект и готова экспертиза, и благодаря поддержке губернатора мы начали ремонтировать его, то по Лужскому ситуация была критической. Мост находился в аварийном состоянии и эксплуатировать его было нельзя, поэтому было принято решение полностью его закрыть на время. Было найдено техническое решение, и движение открыли, но только для легкового автотранспорта. В 2020 году был подготовлен проект капитального ремонта сооружения, который сейчас находится на Госэкспертизе. Заключение поступит со дня на день. К слову, стоимость ремонта составляет около 160 миллионов рублей. Мы планируем направить заявку в Министерство строительства и попросить правительство помочь нам с выделением средств.

Также сейчас в плохом состоянии находится мост около мясокомбината. Как вы знаете, сквозные дыры в 2020 году на тротуаре пришлось даже застилать деревянными поддонами. Над этим вопросом сейчас тоже работают специалисты. Ведь в скорейшем ремонте всех этих сооружений заинтересованы все, в том числе заводы, расположенные в промышленном узле города. 

Сейчас собственники заканчивают снос бани на Великой улице — что там будет после вывоза строительного мусора? Кроме того, новгородцы в связи с этим интересуются — а что будет с остальными городскими банями, они сохранятся в городе? В Кречевицах, к примеру, люди просят восстановить закрытую ранее.

– Начнём с того, что бани предприятие убыточное. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то мы увидим, что посещаемость упала в 2 раза. Но сколь низкой бы не была реальная потребность в банных услугах у населения – она есть, и мы понимаем, что это наше социальное обязательство. Поэтому было найдено решение – банный комплекс присоединили к «Водоканалу», который сможет грамотно им управлять. Что касается Кречевиц, там не малое количество квартир не обеспечено централизованным горячим водоснабжением, есть частный сектор – для них этот вопрос актуален, и баню мы там обязательно запустим.

Что касается снесённой бани на Великой – это территория частная, и собственник может построить на ней всё, что угодно, в рамках нескольких ограничений - по высотности, с условием проведения археологических раскопок и с соблюдением архитектурного вида (чтобы постройка сочеталась с исторической частью города). Пока собственник не уведомлял администрацию о планах. Там, может, в итоге будет просто прогулочная зона или красивый ресторан. К сожалению, вопросом бани пришлось заниматься полтора года, и мы прошли все инстанции. Даже 2 февраля нынешнего года, когда уже был заключен договор на снос объекта, в Петербурге проходила кассация, собственник пытался оспорить решения предыдущих инстанций.

На одном из заседаний депутаты городской думы предлагали размещение торговой ярмарки на месте парка в Псковском жилом микрорайоне, однако решение было принято в пользу появления там парка. Можно узнать подробнее, когда он там появится?

– Как вы знаете, в мэрии утвердили перечень территорий для голосования за благоустройство в 2022 году. В перечень вошли восемь общественных территорий, в том числе Роща в Псковском жилом районе города в районе Луговой и Аркажской улиц. Дизайн-проекты и визуализация благоустройства парковых зон из утверждённого перечня будут опубликованы в газете «Новгород» и на сайте администрации. Если жители микрорайона будут активны, то в 2022 году там начнутся работы.

Всего за два последних года практически в каждом микрорайоне города появился парк – Луговой, Веряжский, Юности. Кстати парк Луговой – отличный пример тесного взаимодействия общественности и администрации, многие вещи в нём сделаны по инициативе живущих там людей.

Сейчас много говорят о проекте ревитализации. Буквально перед нашим интервью у вас, насколько я знаю, прошло совещание на эту тему. Что нового предлагают специалисты «Гипрогора»?

– Нюансов очень много, это целая концепция. Взять хотя бы ту же подсветку исторических зданий и сооружений. Так, есть такое понятие, как архитектурно-художественная подсветка, предполагающая разные цвета и способная подчеркнуть архитектурные достоинства объекта. Напомню, в проект ревитализации войдёт огромная территория: от вокзала до вала окольного города, вплоть до территории Красного поля и Софийской набережной. Мы называем этот маршрут «золотой туристической милей».

Звучит красиво. Сергей Владимирович, несмотря на такие глобальные проекты, антагонисты мэрии в гордуме из года в год говорят о том, что город не развивается, находится в стагнации – что вы ответите в этом году? Реализацию каких проектов приведёте в качестве контраргумента.

– Знаете, некоторое время назад, когда я ещё избирался депутатом и встречался людьми, о том, что в городе появятся те же новые общественные пространства – парки, скверы, – даже речи не было. А сколько дворовых территорий стало ремонтироваться ежегодно! Только в 2020 году – 53, и программа не заканчивается, люди в неё вступают, а значит и преображение города продолжится.

Как можно говорить, что город не развивается, если мы начали реконструировать набережные? В таком объёме столько строительных работ в один год – такого никогда не было. Одна Софийская набережная чего стоит – это 80 тысяч квадратных метров, протяженность более одного километра, и вся эта территория будет приведена в порядок.

В завершении предлагаю вам поставить себе оценку. В интервью в качестве будущего мэра вы мне признавались, что «идеальный руководитель должен сочетать в себе качества и хозяйственника, и политика. Тут вам и стратегия, и тактика. А самое главное – это любовь к своему городу, ответственность за него». Удалось ли вам стать таким мэром?

– Мне кажется, да. Хотя нужно ещё работать и работать, ведь идеальных руководителей не бывает. Зато есть слаженная команда специалистов в мэрии, которые сегодня умеют, хотят и стараются качественно работать, и 2020 год показал это, когда мы прошли серьёзнейшие испытания. Поэтому я бы сказал, что сработали на твёрдую четвёрку.

Что касается года наступившего – ни в какие новые крупные проекты, сломя голову, мы пока бросаться не будем, а будем решать насущные вопросы. Например, сейчас вопрос ремонта дворца культуры им. Н.Г. Васильева решается – есть возможность получить деньги на его реконструкцию.

При этом мы в этом году готовим множество проектов, необходимых как воздух для дальнейшего развития города. Например, продолжение улицы 8 Марта, которая разгрузит Западный микрорайон. Ведь он продолжает застраиваться, активно развивается Псковский и потому Нехинская улица уже захлебывается от потока автотранспорта. О стоимости строительства говорить рано, предыдущий проект стоил около миллиарда рулей, большая часть которого закладывалась на переезд. Кроме того, сейчас будут выделяться средства на проектирование выезда из Ивушек со стороны Волховца.

Надо признаться, что о планах всегда приятно говорить, но есть и ряд проблемных вопросов, которые мы продолжаем решать из года в год. Начнём с нескончаемых судебных решений по ремонту многоквартирных домов – их на данный момент 190 на 600 миллионов рублей. Это неподъёмная сумма при собственных доходах на уровне 2,3 миллиарда рублей. Также продолжается работа по расселению ветхого и аварийного жилья. Запланировано на 2021 год расселение пяти таких домов (76 помещений).

Движется очередь и по детям-сиротам. По 43 квартиры в год приобретает город для этой категории, при очереди в 120 человек мы за три года её ликвидируем.

Ну и то, что нас постоянно тянет вниз, особенно на фоне новых построенных учреждений – это ремонт социальных объектов. В 2020 году было выполнено 10 проектов капремонта садов и школ. Мы подали заявку в Минобр, чтобы получить на эти цели федеральные средства. Всего на сегодня у образовательных учреждений города накопилось заявок на 800 миллионов рублей.

Все эти пока нерешённые задачи, как гири висят, и не дают развиваться теми темпами, какими бы могли. Отдельно стоит сказать и про муниципальный долг. Он уже сравнялся с уровнем собственных доходов. К этой черте город подошёл ещё в 2015-16 годах. Поэтому без существенной поддержки других уровней бюджета мы не можем себе позволить решение многих озвученных выше проблем.

И как вырваться из этого круга?

– Шанс был – мы постепенно наращивали доходы от «упрощёнки», дойдя уже до 70%. Но сейчас его заморозили из-за необходимости строительства полигона ТБО. Кроме того, в городскую казну перестали поступать штрафы (без малого 80 миллионов рублей в год) из-за изменения федерального законодательства. Также был отменён единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Всего за три года городская казна потеряет по этим трём направлениям – около полумиллиарда рублей.

Нам остаётся только одно – развивать экономику, создавая новые рабочие места. При этом мы продолжим заниматься проектами развития города с привлечением федеральных средств – без этой поддержки нам никуда. 

Фото Алексея Мальчука