Новгородские автолюбители помнят фестиваль Autosation, который ярко и по-настоящему шумно прошёл этим летом. Одним из участников выставки ретро-автомобилей стал автобус Volkswagen T2. Мы запомнили эту необычную машину, нашли её владельца и готовы рассказать, как преемник легендарного VW-Bulli появился в Великом Новгороде.

VW-Bulli – первый массовый микроавтобус концерна Volkswagen, производившийся с 1950 по 1967 годы в Германии. История создания Volkswagen Transporter довольно необычна. Говорят, что голландский импортёр Volkswagen Бен Пон, проходя по заводу компании, увидел автомобиль, который был создан самими рабочими для перевозки тяжёлых панелей. Эта машина запомнилась ему, и вскоре он набросал эскиз будущего микроавтобуса: грузовик с кабиной над передними колёсами, с двигателем сзади и корпусом в виде фургона.

uooyyuiy

Идея пришлась по вкусу генеральному директору VW Генриху Нордхоффу. В конце 1949 года Transporter был впервые представлен официально и уже в следующем году стал массово выпускаться. Он стал по-настоящему народным автомобилем – просторный, недорогой и ремонтопригодный. В первые месяцы с конвейера в немецком городе Вольфсбурге ежедневно сходило около 60 автомобилей. В 1962 году был выпущен уже миллионный экземпляр.

644

Но, конечно, главным отличием автобуса был его дизайн – огромный логотип VW и разделённое на две части лобовое стекло, а также неповторимая форма передней панели. Стёкла на дверях водителя и пассажира были раздвижными. Благодаря округлым очертаниям и глазам-фарам автомобиль в народе окрестили «bulli» – бычок. С тех пор он известен как VW-Bulli.

Вторая модель вышла в 1967 году. Внешний вид Т2 стал совершенно другим. Изменения коснулись лобового стекла, фар, бамперов. Если раньше двери салона открывались нараспашку, то теперь дверь стала сдвижной. Двигатель сюда поставили оппозитный воздушного охлаждения объёмом 1,6 литров, созданный Фердинандом Порше, как и на Т1. Позже появились модели с 1,8 и 2,0 литровыми двигателями. Точно такие же стояли на «жуках», а 2,0 – на Porsche 911.

643

Именно VW T2 новгородцы могут время от времени встречать на наших дорогах. Его владелец, Денис Ефимов, замечает, что всегда относился к автомобилям довольно спокойно и культа из них не создавал. Тем не менее, уже несколько лет он занимается восстановлением автобуса Volkswagen T2.

В начале 2000-х дядя моего друга пригнал автобус из Швеции. Но оказалось, что с ним больше вопросов, чем езды, а зимой сплошные проблемы. В итоге в 2003 году она встала на прикол во дворе. Так как желания у моего друга заниматься дальше машиной не было, и к тому же на ней уже разбили фары, я выкупил её и поставил в гараж до лучших времён. А сам получил водительские права и пошёл в армию.

В ту пору без интернета было невозможно найти детали, советы по ремонту и мастеров, способных не испортить такую машину.

Наконец, я нашёл живой форум владельцев микроавтобусов – fanclub-vw-bus.ru. На нём можно найти разделы по всем автобусам. Моделей Т2а 1971 года, как у меня, в России около десятка. В основном в нашей стране встречаются более поздние модели Т2b, отличающиеся и внешне, и внутри, – говорит Денис.

0Tk6LLcezB4

За последние четыре года в автомобиле были заменены тормоза, подвеска, перебрана электрика, восстановлен родной двигатель, покрашен кузов, обработано днище. Как отмечает Денис, в этой машине все по-немецки продумано, просто, но функционально и надёжно. Главное, не переусердствовать при реставрации. В таком редком автомобиле ценится первозданный вид, что сохраняет и его коллекционную ценность.

Цвет машины стал ярче, а крыша с бамперами теперь покрашены в белый цвет. Сейчас автомобиль готовится к новому сезону – доделывается салон и собираются мелкие детали.

Денис признаётся, что не слишком интересуется автофестивалями, предпочитая индивидуальные поездки и клубные мероприятия.

Там собирается более тесный круг, своя программа, внутренняя «кухня». Но это всё ещё впереди, так как автобус только в этом году уверенно выехал из гаража, – говорит он.

К тому же, чтобы привлечь внимание, VW-T2 достаточно просто выехать на улицу.

Где я остановлюсь, там и начинается фестиваль, – шутит Денис. – Люди подходят, спрашивают о машине и фотографируются с ней.

67687

Подобное внимание неудивительно – VW-Bulli стал лицом целой эпохи и, наряду с VW-T2, был очень популярен в самых разных кругах автолюбителей – и у серфингистов, и в среде хиппи. Сегодня это один из самых узнаваемых автомобилей в мире, он нередко используется для стилизованных ретро-съемок, появляется в кино и мультфильмах. Если же машина больше не поддаётся реставрации, её используют в качестве мини-кофейни или фотобудки.

Сегодня этот автомобиль является настоящей ретро-ценностью – 23 апреля 2017 года исполнится 70 лет со дня возникновения идеи создания Volkswagen Transporter.

Фото из архива Дениса Ефимова, с сайта favcars.com, из книги «VW Transporter and Microbus Specification Guide 1967-1979» (Vincent Molenaar, Alexander Prinz, Crowood, 2013) и из открытых источников