Про сложности с ливневой канализацией новгородцам, наверное, никогда не забыть. А если забудут, то первый же дождь напомнит.

После потопа

После катастрофических дождей на прошлой неделе корреспондент сетевого издания «ВНовгороде.ру» отправился с аварийной бригадой «Новгородского водоканала» понаблюдать, как борются с разливами на городских улицах.

Подтапливало наших коллег – территорию возле газеты «Новгородские ведомости». Здание не имеет водостоков, вода течёт в подвал, откуда её откачивают. И на газоне возле бетонного люка ливнёвки уже собралась большая лужа. Как пояснили рабочие – скорее всего, корни деревьев попали в трубу, идущую к коллектору на улице Черняховского. И теперь пробку придётся пробивать. Пробивают её сначала с помощью лопат на длинных шестах, а потом при помощи гидродинамической машины, которая выбивает пробки напором воды.

Начальник участка ливневой канализации «Водоканала» Максим Форер считает, что магистральные коллекторы с диаметрами труб 500-600 миллиметров и больше (до полутора тысяч на Гзени) с ливнями справились неплохо. Больше всего сложностей с внутриквартальными коллекторами с диаметрами от 150 до 400 миллиметров. Керамические и бетонные трубы давно своё отслужили, в раструбы проросли корни деревьев. В хозяйственно-бытовой канализации корни не разрастаются, а вот в ливневой – наоборот. А потом в корни попадает различный мусор («Как-то несколько целых бутылок молока достали – вот кто догадался?»), песок с дорог, листва.

– Так это, листву же не надо убирать – говорят нам экологи и урбанисты?..

– Листву не убирать? – поражается Максим Форер. – Это полная глупость! Листва – это настоящий бич для ливнёвки. Тогда у нас весь город точно утонет.

Вообще же лужи зачастую связаны не с тем, что ливнёвка плохо работает, а с тем что её где-то вообще нет. Как нет, например, у вечно затапливаемого проезда к городскому отделу ГИБДД, почти нет на улице Тимура Фрунзе, практически нет в старом городе на Торговой стороне, где дождевая вода кое-где ещё уходит по дренажным деревянным трубам позапрошлого века (!).

Если ливнёвки нет, то вода никуда не уйдёт, сразу не испарится, – резонно замечает начальник участка ливневой канализации.

Ливнёвка связана с хозяйственно-бытовой канализацией, до шестидесятых годов между ними не было разделения. И сейчас дождевые воды также попадают в канализацию, уносящую бытовые стоки. За два дня проливных дождей на прошлой неделе «Водоканал» перекачал на свои очистные сооружения 140 и 170 тысяч кубов стоков, при норме – 60 тысяч кубов в сутки. Это была та самая дождевая вода и очистные сооружения на такую нагрузку вообще-то не рассчитаны.

И суд имеет стоки

В общем-то большинство новгородцев, наверно, помнят, что прежде ливнёвкой занимался «Ремстройдор», ставший жертвой банкротства. К муниципальному унитарному предприятию «Новгородский водоканал» сети перешли в 2017 году.
Главный инженер «Водоканала» Дмитрий Антипов уточняет: у «Ремстройдора» было километров восемьдесят уличных коллекторов, которые он в последние годы фактически не обслуживал. А «Водоканалу» город передал и внутридворовые сети, которые «Ремстройдор» не обслуживал. К «Водоканалу» перешло около 260 километров сетей. Из них свыше 80% – изношены. Для сравнения, сети водоснабжения и водоотведения изношены на 65–70%.

Население за ливнёвку не платит, а вот для юрлиц с появлением нового хозяина у ливнёвки он вырос и весьма существенно – в десять раз. С 1 рубля 90 копеек за кубометр до 20 рублей 84 копеек (объём стоков вычисляют исходя из площади, типа покрытия и количества осадков за период).

Некоторые новгородские предприятия пытались судиться. «Трансвит», с которого в 2018 году потребовали выплатить 345 тысяч рублей, в арбитраже доказывал, в частности, что его территорию следует исчислять по-другому. Но суд пришёл к выводу:

В расчёт должна приниматься площадь всего земельного участка. Довод Общества об отсутствии технологического присоединения к сетям ливневой канализации опровергается фактом нахождения спорного земельного участка в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод в сети ливневой канализации, а также схемами расположения этих сетей. Довод истца о том, что сброс сточных вод осуществляется по рельефу местности, ответчиком не опровергнут.

И постановил взыскать требуемую сумму.

Новгородский «Старт» до сих пор судится из-за 50 тысяч долга за декабрь 2017 года. Из спора с «Водоканалом» в арбитраже закономерно вытек спор с областным комитетом цифровой и тарифной политики – о размере установленного тарифа. Новгородский областной суд решил воздержаться от рассмотрения этого дела, поскольку… как раз «Старт» осуществляет отвод ливнёвых вод с его территории до сетей «Водоканала». Верховный суд передал дело на рассмотрение в Псковский областной суд. Там в апреле этого года признали новгородский тариф законным. Апелляционная жалоба в Верховный суд результата не дала. В ней «Старт» доказывал, в частности, что:

Строительство и реконструкция ливневых сетей должны осуществляться в рамках инвестиционной, а не производственной программы. В связи с изложенным ответчик не вправе был утверждать производственную программу, фактически содержащую работы по реконструкции и строительству ливневых сетей. Это нарушает права истца, поскольку возлагает на него оплату услуг водоотведения по завышенному тарифу.

Сейчас компания готовит кассационную жалобу, а также не исключает возможности обращения и в Конституционный суд.

Со всеми вытекающими

В «Водоканале» же говорят, что судебные претензии с их стороны дали благоприятный эффект. Если в 2017 году за ливнёвку платили около 40% юрлиц, то к концу этого года рассчитывают на 90% и больше. Сказалось ли это на той самой ливнёвке? В муниципальном предприятии поясняют, что сделано много: созданы четыре бригады, занимающиеся её обслуживанием, для них куплена каналопромывочная техника. В год ремонтируют около 200 колодцев. Идёт перекладка наиболее изношенных сетей. В этом году должны заменить около 1600 метров, что в МУП считают хорошим показателем. Уже заменены закрытым методом 400 метров сетей, идущие от бизнес-центра «Новгород» по
Техническом проезду. Продолжаются работы на Орловской, Кочетова и на Воскресенском бульваре.

Есть ещё одна важная проблема: стоки ливнёвки в Волхов, Веряжу и другие водоёмы. Прокуратура требует соблюдения Водного кодекса и оборудования их всех очистными сооружениями. Подсчитано, что на эти сооружения потребуется около шести миллиардов рублей. Это не считая затрат на выкуп участков у собственников и археологические раскопки. Поэтому пока «Водоканал» идёт по пути уменьшения числа выпусков: их было 62, сейчас 55, остальные переподключили к хозяйственно-бытовой канализации, которая имеет очистные сооружения. Шесть миллиардов, конечно, сумма для города не подъёмная. Хотя с другой стороны, конечно, грязь и ГСМ с городских улиц не должны течь в водоёмы, а за это тоже надо платить.

«Водоканал» сейчас готовит заявку для участия в федеральной программе по модернизации систем водоснабжения. Деньги, которые рассчитывают получить, должны быть направлены и на реконструкцию ливневой канализации. Очевидно, что без федеральных вливаний не обойтись.

Фото 1 – Антона Вильданова из группы «Я люблю Великий Новгород», 2 – из группы ОНФ по Новгородской области