Заглянула давеча в автомобильное портмоне, где мы вместе с супругом храним водительские права и прочие карточки, подтверждающие право владения семейной тачанкой шведского производства, и ужаснулась. Практически через год буду впервые менять права — считай 10 лет за рулём. Не скажу, что это уж очень большой стаж, но тем не менее и этот скромный опыт позволяет спросить вслух: ребята, вы что, все с Кипра свалились?

Не успел в ноябре Великий Новгород переварить разделительные столбики на Сырковском шоссе (помните дикие пробки в часы пик и моменты закрытия переезда?!), как появилось очередное спорное ноу-хау – светофор на «Пяти углах». Нет, может цель, маячащая в перспективе в виде «зелёной волны» и оправдывает средства, но сегодня на обновлённом перекрёстке Большой Санкт-Петербургской и Козьмодемьянской улиц не плюнул разве только ленивый пешеход. Однозначно, переходить оживлённую дорогу безопаснее по регулируемому пешеходному переходу, проще говоря, по светофору. Но к чему такие сложности для остальных участников дорожного движения?

Если нельзя было установить светофор с кнопкой, чтобы поток автомобилей останавливался лишь при появлении пешеходов, то зачем было городить такой огород в прямом смысле этого слова — с заборами металлическими. К этому нововведению, несмотря на середину января,  автомобилисты до сих пор не привыкли: периодически заруливая в левый ряд, откуда раньше спокойно поворачивали налево, они в растерянности выпячиваются с огороженного заборчиком и столбиками тупика задним ходом и просятся обратно в основной поток.

Про возобновившиеся в этом месте пробки я вообще молчу. Их появление мог предсказать кто угодно, только, кажется, не городские новаторы. Ведь если раньше тут можно было «застрять» лишь в дни ремонта дороги или ДТП, то теперь это происходит регулярно. Недоумение вызывают в соцсетях и пластиковые оранжевые столбики, выглядящие весьма хлипкими:

Мы что на Кипре живём? Первый настоящий снегопад и снегоуборщик сметёт их как ненужный хлам, не моргнув и глазом!

Как говорится – критикуя, предлагай? Что ж, и от меня есть дельные пять копеек про «Пять углов»: если уж организовали тут такое движение со светофорами, то не плохо было бы запретить парковку от Новолучанской до Петербургской на Предтеченской улице по обочинам... Ведь припаркованные машины как раз и создают вкупе со светофором адские заторы.

Не хочется сомневаться в компетентности тех, кто выбирал исходя из городских реалий конфигурацию непосредственно светофорного объекта – наверняка ширина полос там соответствует ГОСТам... Но неужели его обязательно было втыкать на и без того узком двухполосном участке дороги? Думаю, каждый, кто хотя бы раз выезжал за пределы родного города, к примеру, в Петербург, наблюдал и другой вариант подключения светофора – в виде подвесного блока над дорогой.

Ну что ж, поехали дальше? Ещё один не очевидный, но вполне себе серьёзный минус не в пользу растущего числа светофоров. Неэкологичность! Ведь вся стоящая регулярно в течение дня на светофоре вереница автомобилей активно загрязняет воздух. А если мы возьмём упомянутый светофор или хотя бы другой, тоже недавно появившийся – на Псковской улице – все они расположены вблизи жилых домов, в которых люди теперь явно не смогут открывать окна даже в режиме микропроветривания вплоть до глубокой ночи. К примеру, на выезде с Батецкой стоять на красном приходится больше минуты. Ну-ка, у кого там выхлоп соответствует стандартам токсичности? Евро-3, выйдите из строя!

Насколько известно из официальных сообщений, ответственные за установку новых светофоров лица активизировались в борьбе с «очагами аварийности». Т.е. если за год на том или ином перекрёстке произошло 3 и более ДТП с участием пешеходов, то в этом месте принимаются меры. Так, к примеру, на улице Газон убрали один из рядом находившихся переходов. В некоторых местах укладываются искусственные неровности. Теперь так называемые «лежачие полицейские» заставляют притормозить местных «шумахеров» на выезде из города в сторону Москвы. Фёдоровский Ручей теперь просто усеян этими неровностями. Если это по мнению чиновников-транспортников уместно там, то почему было не пойти по этому же пути на Нехинской, в районе дома 59? Ведь и там воткнули новый светофор!

Но, похоже, светофоры в Новгороде только входят в моду, поэтому их скоро ещё больше. У городских управленцев есть своё мнение на сей счёт: чтобы сделать так называемую «зелёную волну» по улице Большая Санкт-Петербургская (т.е. безостановочное движение автомобилей со скоростью 50-60 км/час) от площади Строителей до Руси в 2020-2021 годах будут оборудованы светофорами ещё два пешеходных перехода... Что ж, больше светофоров хороших и разных?

Знаете, накануне вечером (после 21:00) я не поленилась и проехала по главной городской артерии, дабы провести максимально чистый, читайте приближенный к лабораторным условиям, эксперимент: я не только считала число переходов, как регулируемых, так и не оснащённых «трёхглазыми  регулировщиками», но и, соблюдая разрешённую скорость (пробовала и 41 и 75 км/ч), пыталась поймать эту зелёную волну. И знаете, что? Не удалось! На отрезке улицы Большой Санкт-Петербургской при полном  отсутствии пешеходов, пытающихся перейти проезжую часть, мне пришлось кланяться почти половине из 16 стоящих светофоров. И это при том, что ни на одном из 12 нерегулируемых переходов мне не пришлось притормаживать из-за отсутствия людей. Думаю, каждый из нас легко может прикинуть, через сколько лет мы реально окунемся в зелёную волну при той существующей в городе скорости установки светофоров? Даже если шесть дублирующих друг друга переходов (два у Кордегардии, два у ТД «Русь» и два на выезде с Кооперативной) сократят вдвое, как это было сделано на улице Газон минувшей осенью.

Но в таком случае озвучу ещё один, практически риторический вопрос! Если мы все так ратуем за безопасность пешеходов, то почему бы их самих для начала не вывести из сумрака? Господа из комиссии по БДД, вы же сами ездите по городу в тёмное время суток – а в нашей полосе до 9 утра ЕЩЁ не особо светло, и после 17:30 УЖЕ – хоть глаз коли. Поэтому переходящих, а иногда и перебегающих дорогу пешеходов порой видно только в свете фар встречных авто. Фонари, разливающие бледный оранжево-лунный свет ничегошеньки не освещают, кроме крон разросшихся в городе тополей, и потому о приближении людей к переходу остаётся лишь интуитивно догадываться.

А самим пешеходам, пожалуй, от себя посоветую – не будьте призраками, позаботьтесь о наличии светоотражателей на своей одежде и сумках/рюкзаках. Да, пешеход, конечно, прав, и в случае ДТП водителя могут и свободы лишить. Но так ли это будет важно, если близкий человек потеряет здоровье или вовсе лишится жизни...