В Великом Новгороде до конца года планируется установить шесть новых светофорных объектов, а также установят новые искусственные неровности и местами ограничат скоростной режим. Для чего это делается, когда сбудется мечта автомобилистов о «зелёной волне» и о том, как не попадать в аварии, сетевому изданию «ВНовгороде.ру» рассказал начальник отдела по организации дорожного движения, транспорту и связи комитета по управлению городским хозяйством администрации Великого Новгорода Игорь Попов.

Игорь Фёдорович, позитивная казалась бы новость о том, что на дорогах города в 2019 году будут ликвидированы 19 очагов аварийности, вызвала шквал недовольства в сети. Водители ругаются из-за новых светофоров, а пешеходы из-за исчезновения одного из нерегулируемых переходов. Давайте объясним, что происходит и почему эти новшества – благо для всех участников дорожного движения.

– Для начала поясню, что место концентрации дорожно-транспортных происшествий – участок дороги, улицы, не превышающий 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Например на улице Газон, где произошли наезды на пешеходов, был проведён анализ причин и условий совершения ДТП, выявлены факторы, оказывающие влияние на режим движения с высоким риском ДТП, способствующие возникновению «очага аварийности».

Учитывалось и то, что водитель, двигаясь с улицы Новолучанской, чтобы выехать на Газон, сначала смотрит налево, чтобы вклиниться в поток движущихся автомобилей. Всё внимание водителя приковано на автомобили. Дождавшись удобного момента, он немедленно совершает маневр поворота и может не заметить, как в это время справа, сразу за перекрёстком, по переходу уже идёт человек. Тут уже исход зависит от быстроты реакции, опыта и навыков вождения – неопытный водитель может растеряться и не успеть остановить автомобиль. Поэтому проанализировав данные о параметрах и об эксплуатационных характеристиках конструктивных элементов дороги, сведения учётных карточек ДТП и приобщённые к ним материалы, сведения об интенсивности движения и составе движения, члены комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения приняли решение о введении ограничения 40 км/ч скорости движения автотранспорта по улице Газон и о ликвидации пешеходного перехода у дома №3.

А зачем городу новые светофоры, их и так много?

– Главная цель – это ликвидация «очагов аварийности». В то же время для того, чтобы сделать «зелёную волну» (автоматизированное управление дорожным движением – прим.ред.), о которой мечтают новгородские водители, нужно сделать нерегулируемые пешеходные переходы регулируемыми, так как согласно ПДД водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу, а это остановка потока. Мы давно говорим о том, что на улице Большой Санкт-Петербургской должна появиться эта «зелёная волна», чтобы значительно увеличить пропускную способность нашей главной магистральной улицы. После того, как на всех перекрёстках и переходах будут установлены светофоры с необходимым оборудованием, можно будет разрабатывать и запускать программу, по которой все они будут работать согласованно. Такая организация дорожного движения и для пешеходов более безопасна.

Новые «лежачие полицейские» – ещё один момент. Избежать ДТП на нерегулируемых пешеходных переходах возможно снизив на них скорость движения автотранспорта. Комиссией по БДД было принято решение о максимальном снижении скорости движения автомобилей на переходах на аварийно-опасных участках улично-дорожной сети – до 20 км/ч, особенно там, где ходят дети. Ведь ДТП элементарно происходят потому, что автомобили к перекрёсткам и пешеходным переходам подъезжают на большой скорости.

На самых опасных участках будут установлены информационные щиты «внимание, аварийно-опасный участок дороги» и дорожные знаки, ограничивающие скорость.

Именно принудительным снижением скорости мы также снижаем уровень аварийности в городе. Ведь сегодня наше законодательство позволяет не привлекать водителя к ответственности, если он превысил скорость, установленную Правилами, на 20 км/час. Поэтому водители понимают это превратно, разгоняясь в населённом пункте вместо положенных 60 до 80 километров в час.

Вы упомянули о том, что решения по тем или иным изменениям в городе принимает специальная комиссия. А как простым новгородцам рассказать о своих предложениях вам?

– В нашу комиссию входят 23 человека, это компетентные люди: руководители структурных подразделений, транспортники, представители ГИБДД и другие специалисты. Вопросы организации дорожного движения первым делом рассматриваются на выездном заседании комиссии – специалисты на месте изучают вопрос, рассматривают различные варианты, и уже на заседании после обсуждения путём голосования принимаются взвешенные решения.

А свои предложения новгородцы могут направлять на имя председателя комиссии – заместителя главы администрации Владимира Ерёмина.

А как решился вопрос с отключением и неправильной работой некоторых светофоров, на которую жаловались новгородцы минувшим летом?

– Вопросы действительно были, в том числе и из-за того, что конкурс на обслуживание светофоров выиграла компания, которая оказалась не готова решать появляющиеся проблемы и должным образом обслуживать светофоры. Сейчас проблема обслуживания светофорных объектов снята.

Какие суммы сейчас выделяются на безопасность дорожного движения в Великом Новгороде?

– В этом году, если сравнивать с предыдущими годами, выделяются довольно неплохие средства. Например, на снижение числа очагов аварийности выделено 10 миллионов рублей. В том числе на новые светофоры (на «Пяти углах», два – у «Руси», на перекрёстке улиц Великая – Козьмодемьянская и Нехинская, 59), на которые уже разрабатывается проектно-сметная документация (ПСД). Плюс к этому в рамках нашей муниципальной программы по повышению безопасности дорожного движения будет оборудован светофорный объект на пересечении Псковской и Батецкой улиц. Здесь проектирование уже закончено, в скором времени начнётся строительство. Также в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» большие средства идут на новую пластиковую разметку, в том числе жёлтого цвета; новые дорожные знаки над проезжей частью, пешеходные ограждения. Например, в этом году такие ограждения будут установлены у школы №13 на улице Рахманинова, на улице Студенческой у школы №14 и лицея на пешеходных переходах.

Кроме того, немалое количество средств мы потратим на то, чтобы изменить организацию дорожного движения на Сырковском шоссе у переезда. Это на сегодня самый серьёзный очаг аварийности в городе. Так, изменения предусматривают: ограничение скоростного режима, обустройство разделительных островков дорожными столбиками, изменение направлений движения по полосам, частичное канализирование пересечения, нанесение дорожной разметки, установку новых дорожных знаков.

На некоторых улицах города, где также очень часто происходят ДТП, максимальная скорость движения будет ограничена 40 километрами в час. В их числе Газон, Розважа, Ломоносова, Великая, Сырковское шоссе и т.д. Снижена скорость движения будет и на улице Державина в районе пересечения с Московской, в том числе с использованием искусственных неровностей.

Мы стремимся к тому, чтобы смертность на дорогах областного центра приближалась к нулю.

Не могу не узнать, какой эффект был от камер, которые некоторое время назад работали на городских улицах?

– Они очень эффективно влияли на аварийность, было её снижение. А нынешний всплеск аварийности связан и с отсутствием камер на дорогах в том числе. Сейчас нередко происходят аварии, когда один стартует на перекрёстке раньше времени, а второй еще «доезжает» под уже запрещающий сигнал светофора. А раньше, когда были штрафы за нарушения правил проезда перекрёстка, это дисциплинировало водителей.

Игорь Фёдорович, дадите универсальный совет новгородцам – как ездить без ДТП?

– Главный принцип безопасного вождения: соблюдать ПДД и всегда думать о других участниках движения – не создавать им проблемы своими действиями, а наоборот помогать.

Фактор, который сильно мешает всем без исключения, даже тем, кто хорошо умеет водить автомобиль – это мобильный телефон. Разговоры за рулём меня, как бывшего сотрудника ГИБДД, сильно возмущают, ведь это очень отвлекает водителя от происходящего на дороге. Как правило, разговаривающий по телефону едет в потоке машин «сам по себе», переключает своё внимание на разговоры, может частично занимать две полосы движения, необоснованно снижать скорость движения, то есть создаёт для других участников движения, мягко выражаясь, неудобства. Я уже не говорю о реагировании такого водителя на неожиданные ситуации на дороге, требующие иногда принятия молниеносных решений.

И ещё. Всегда с особым вниманием и осторожностью следует приближаться к пешеходным переходам и проезжать их.

И в завершении разговора, Игорь Фёдорович, расскажите, планируется ли в городе перенимать полезный и зарекомендовавший себя опыт других городов?

– Уже сейчас городу необходимо переходить на новый качественный уровень организации дорожного движения. У нас должна появиться интеллектуальная транспортная система и создан центр управления дорожным движением (ЦУДД), в который будет стекаться вся информация о ситуации на дорогах, в том числе о неисправности светофорных объектов, заторах и прочем. Работа данного центра будет синхронизирована с работой служб по чрезвычайным ситуациям, а также оперативных дежурных служб органов государственной власти, так или иначе оказывающих влияние на транспортную ситуацию в городе. Центр должен обеспечить анализ и разработку предложений по улучшению организации дорожного движения.

И в завершении замечу, что качество дорог, которое с каждым годом улучшается, иногда к сожалению отрицательно сказывается на безопасности. Например, несколько лет назад, когда отремонтировали улицу Ломоносова, там участились случаи наездов на пешеходов. Поэтому если у дорожников стоит задача через несколько лет привести все дороги в идеальное состояние, наша заключается в том, чтобы сделать их безопасными.

Фото автора