Сообщение пресс-центра областного правительства (от 16 августа) о том, что «отремонтировано более 120 км региональных дорог», пышет оптимизмом. Но если разобраться, радоваться нечему.

В 2017-м, как сказал в своём годовом отчёте о работе правительства губернатор Андрей Никитин, «впервые за 20 лет, за один сезон, благодаря поддержке Президента, мы капитально отремонтировали 345 км». В 2018-м, по его же словам, было «приведено в нормативное состояние более 1 000 км, из которых отремонтировано 393». Кстати, и годом ранее отмечалось, что мы «в общей сложности привели в нормативное состояние около 1 000 км дорог».

Нам как бы внушается мысль, что ремонт – это одно, а приведение в нормативное состояние – другое. В действительности, второе – то же самое, что и первое, то есть – ремонт дороги (текущий ремонт*).

*Текущий ремонт включает в себя ямочный ремонт, заделку трещин и восстановление изношенных слоев асфальтобетонного покрытия, профиля гравийных дорог с добавлением нового материала, планировку проезжей части гравийных дорог автогрейдером, скашивание травы на обочинах, замену или восстановление повреждённых дорожных знаков, нанесение разметки.

Когда нам говорят, что за год в среднем (при губернаторе Никитине) мы треть дорог из 1000 км ремонтируем, а 2/3 приводим в норму, возникают определённые сомнения. Ведь на начало 2017 года в регионе, по оценке правительства Никитина, 74% дорог не отвечало нормативам. Иными словами, чтобы привести их в норму, достаточно, как правило, сделать ямочный ремонт, заменить знаки, нанести разметку? Но! После этого дорога должна в течение гарантийного срока (как правило, 5 лет) только чиститься и подновляться.

По определению же, нормативное состояние – это состояние дороги, при котором её параметры и характеристики соответствуют значениям комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния и требованиям СНиП 2.05.02-85, ВСН 24-88, ГОСТ Р 50597-93 и другим нормативным документам. Правда, на июньском Госсовете губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров предложил упростить процедуры проведения ремонтных работ на межпоселковых, муниципальных и сельских дорогах. «Мы считаем, что необходимо упростить полностью эти процедуры, – сказал он. – Сельские и межмуниципальные дороги, подъезды к населённым пунктам во всех регионах РФ вызывают серьёзные и справедливые нарекания со стороны жителей. Решение вопросов, связанных с изменением стандартов, позволит приступить к приведению этих дорог в нормативное состояние».

В этом нет почти ничего нового. Ввести упрощённые нормативы строительства однополосных дорог в деревнях и посёлках ещё в декабре 2017 года на форуме ОНФ «Россия, устремлённая в будущее» выступали эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог». Не перекликается ли это с идеей губернатора Никитина закрывать стационары в больницах? Незавидное будущее готовят провинции столичные мудрецы…

Но вернёмся к нашим дорогам. За два года (2017/18) г-н Никитин привёл в порядок 2000 км. И вдруг из лексикона правительственных спикеров исчезает термин «привести в нормативное состояние». С запуском нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (2019-2024), разработанного во исполнение Указа президента РФ Владимира Путина, мы отчитываемся только о ремонтируемых дорогах (120 км к 16 августа). И отремонтировав за два предыдущих года 2000 км, говорим: «За шесть лет в общей сложности планируется отремонтировать более 2200 км дорог региона».

Итак, за шесть лет (2019-2024) мы готовимся сделать столько же, сколько и за два (2017/18)! При этом «финансирование из федерального и областного бюджетов составит более 21 млрд рублей». Против 6-7 млрд. в 17-18-м годах. Как так? Да так, что приведённые к нормативу дороги в нацпроект не вписываются. Делать надо по-настоящему, а не делать вид, что делаешь.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам