Областной центр погружается в пучину общественно-социального кризиса. Симптомы обнаружились ещё в начале осени, когда в городе приступили к обсуждению стратегии развития-2030. Именно тогда в отношения между администрацией и думой вновь была заложена мина не очень замедленного действия.

Проект стратегии был (и остался) совсем никудышный. И это не моё субъективное мнение. Депутат Евгений Кузиков высказался так: «Назвать это стратегией Великого Новгорода очень трудно». Депутат Владимир Данилов так: «Эту стратегию можно назвать чем угодно, только не стратегией. Слабенькая, непрофессиональная, бесперспективная». Вице-спикер Константин Демидов отметил, что в стратегии «сделан добротный анализ прошлого». Каково это – стратегия развития, обращённая в прошлое? И добавил: «Я хотел обрушиться с критикой на этот документ, но не буду». Хотел быть смелым, но боюсь.

В принципе, г-н Демидов – типический городской депутат. Почти всегда голосует вопреки своим внутренним убеждениям. И тут же начинает рефлексировать. Так было с проектом стратегии, но апогея плюрализм в одной голове достиг, когда обсуждали повышение тарифов на ЖКУ. Вице-спикер проголосовал «за» и буквально на следующий день стал объяснять избирателям, как сильно он не хотел это делать.

Но поскольку точно такие же сшибки между словом и делом постоянно происходят и в мэрии, исполнительный и представительный органы самоуправления Великого Новгорода обречены на взаимную ненависть. Вынося на обсуждение стратегию, тарифы или бюджет, негодные не только к принятию, но и обсуждению, мэрия надеется, что ответственность возьмёт на себя дума. А депутаты, прижатые к земле большинством единороссов, не в состоянии преодолеть «медвежью» тягу к конформизму. И потому порочные решения принимают. После чего совестливый Демидов-Альхен за всех публично кается.

Даже Юрий Бобрышев, живущий с 14 февраля по принципу «Люди рядом то да сё – мрут, а ему плевать, и всё тут»**, на заседании гордумы по принятию бюджета-2018 приподнял маску: «Да, это бюджет не развития, а выживания. Но ведь это только первое чтение». Каким же будет бюджет к чтению №2? Бюджетом умирания?

**В. Высоцкий. «Песня про йогов» (1966).

Увы, подозреваю, что Юрий Иванович даже не ставит перед собой такой вопрос. Он живёт здесь и сейчас, готовится к Новому году, к установке на Софийской площади карусели. Карусели, колесо обозрения, общепит – вот давно уже не тайные страсти градоначальника. А в остальном – выноси меня кривая да нелёгкая! Приведу наглядный пример, смысл которого не для всякого мог быть очевиден.

13 ноября на большом аппаратном совещании у мэра обсуждали ход строительства школы №37 в Псковском микрорайоне. Докладывал директор городского УКСа Александр Васильев: работы ведутся круглосуточно, в смену монтируется 110-120 единиц железобетонных изделий, к середине декабря предполагается подать на объект тепло и приступить к отделочным работам. Всё идет своим чередом, школа будет сдана, как и намечено, к 25 декабря. Г-н Бобрышев даже предложил собравшимся подумать, чьим именем будет названа новая школа. Чтоб потом не пороть горячку, видимо.

А через два дня – 15 ноября! – пресс-служба мэрии сообщает, что «губернатор Новгородской области Андрей Никитин и мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев встретились с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Обсуждался вопрос о сроках строительства школы №37». Как заявил Юрий Иванович министру (и нам, обывателям) «обнаружены серьёзные проблемы, связанные с геологией. Очевидно, что нам недостаточно времени, чтобы полностью завершить объект до нового года. До конца 2017 года планируется подвести здание под крышу, чтобы начать отделочные работы».

Только полное презрение к людям, которые его выбрали на эту должность, дозволяет Юрию Ивановичу 13-го делать вид, что всё хорошо, а 15-го признавать, что всё плохо. И при двух-трёх этажах, уже возведённых на шести корпусах будущей школы, ссылаться на «проблемы, связанные с геологией». Школу построили на зыбучих песках? Или под ней обнаружили кимберлитовую трубу, через которую в пол учебного заведения ударят потоки магмы и газа?

М-да… Возникает чисто спортивный интерес: как градоначальник преподнесёт итоги ремонта городских дорог. На эти цели выделено более 570 миллионов рублей; освоено едва ли 20%. Но свой годовой лимит пессимистической риторики г-н Бобрышев, скорее всего, израсходовал в заявлении по проекту бюджета (бюджет выживания). Неужели превысит лимит и, рассказывая о дорожных ремонтах, произнесёт слово «провал»? А депутаты, приняв эстафету, начнут опровергать градоначальника?

Кстати, 11 декабря в большом зале администрации Великого Новгорода (Большая Власьевская, 4) пройдут публичные слушания по проекту городского бюджета на 2018 год. Будет смешнее, чем на концертах Петросяна. Приходите!