В областном министерстве государственного управления прошло совещание по вопросам централизации кадровой работы. Таких мини-форумов в правительстве, кажется, проводится по нескольку на неделе. Частенько и не обращаешь на них внимания. Но этот был особенным.

Выступивший с докладом (сообщением?) министр госуправления Илья Борцевич рассказал собравшимся о грядущих изменениях «в связи с централизацией управления кадровым составом региона». Поскольку заседание было «не для прессы», остаётся довольствоваться кратким, как шифрограмма, релизом министерства.

«На первом этапе централизации создана система управления кадрами в 13 органах исполнительной власти Новгородской области, – говорится в релизе. – Следующий этап станет основой изменения подхода к управлению кадрами во всех органах исполнительной власти области». Из этого можно понять только то, что будет создано единое для министерств (это их у нас в правительстве 13) управление кадров.

Буквально через несколько дней после этого губернатор Андрей Никитин сообщил, что в регионе будет внедрена система «бережливого правительства». «Такую работу мы начали, думаю, через месяца три-четыре покажем первые результаты, – сказал глава региона. – Как сократить время рассмотрения обращений, обеспечить более быстрое принятие решений, обеспечить для тех, кто обращается к нам, как граждан, так и предприятий, какой-то сервис, который будет современным и достойным».

Вообще-то это не «система» (тем более – не новгородская). «Бережливое правительство» – федеральный пилотный проект, разработанный по инициативе и при содействии госкорпорации «Росатом». Проект направлен «на оптимизацию производственных процессов на основе исключения неэффективных временных затрат, формирование культуры бережливого производства и повышение производительности труда в исполнительных органах государственной власти».

17 мая прошлого года генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв, выступая на Всероссийском форуме «Производительность 360» в Нижнем Новгороде, заявил: «Нам необходимо решение Правительства РФ, чтобы эффективно организовать производственные процессы на предприятиях и даже в целых регионах, которые могут стать нашими системными поставщиками». Сказано – сделано. Вскоре общество узнало, о проекте «Бережливое правительство» и, что в нём участвуют Адыгея, Башкирия, Дагестан, Северная Осетия–Алания, Кировская и Рязанская области, Ханты-Мансийский АО.

Паспорта у этого проекта нет или, по крайней мере, он не опубликован. Но здесь тот же случай, что и с проектом «Бережливая поликлиника»*. Все о нем говорили, но никто не мог назвать параметров и критериев, которые – по логике – у всякого проекта должны быть.

*Тоже задумка «Росатома». Когда они успевают основной работой заниматься?

Полагаю, новгородское правительство сообразило, что имеет дело с ситуацией, когда лучше сказать: «Я не читал, но одобряю», – чем промолчать. И присоединилось к инициативе.

Это здорово напоминает почти забытое, когда советские люди в едином порыве по команде начальства проявляли инициативу о выполнении пятилетки в четыре года. Ближе к концу брежневской эпохи доходило до абсурда, ударники обещали выполнить пятилетний план даже за два года. И становилось непонятно: план такой несбалансированный или… Что «или» вслух говорить не разрешалось.

Но я отвлёкся… Мне кажется, слияние кадровых служб – это этап (пункт) создания «бережливого правительства». Источники в Доме на площади говорят, что на очереди – бухгалтерия. Это логично и это нужно пережить. Как пережили мы «Бережливую поликлинику», не поняв, что же произошло такое, что вызвало всплеск пропаганды и чиновничьего энтузиазма.

Самое интересное, что первым, по моим сведениям, пострадал от «бережливоправительственной» реформы руководитель «подразделения госучреждения по реализации проектов в сфере «бережливого правительства» К-в. Он слишком увлёкся проектом, слишком горел работой и стал часто приглашаем в кабинет главы региона. Разумеется, товарищи по работе не смотрели на это безучастно: на свет был извлечён компромат о лишении К-ва водительских прав за нарушение ПДД. И пусть было это ещё до прихода в учреждение, правительство тотчас бережно ссадило его на ближайшей остановке. И теперь «требуется руководитель подразделения».

Хоть ты писарь, хоть боец, хоть начальник штаба: есть – который жеребец, а есть — который баба!

В системе даже самого «бережливого правительства» каждый равняется на худшего. И те, кто лезут вперёд, долго не живут. Оно и верно: умным всегда много надо. А у нас снова настало время, когда экономика должна быть экономной.

Кстати, о резервах экономии. После того, как в начале 2018 года правительство Андрея Никитина объявило о суперсокращении чиновников в своём аппарате, по неполным данным, было создано не менее пяти новых госучреждений. Формально работающие там люди не имеют статус государственных служащих, но зарплату получают из бюджета. Например, уволенный К-в, руководитель подразделения из трёх человек, получал от 55 тысяч рублей в месяц; специалист по реализации проектов в сфере «бережливого правительства»*, ему подчинённый (это место тоже вакантно с 8 февраля) – 40 тыс. Бум беречь? Бум, бум…

*В графе «Сводная информация» в объявлении об этой вакансии есть обязательные строки: «Образование: неважно. Опыт работы: без опыта». Но он отвечает за «развитие и внедрение методов и принципов бережливого производства для достижения целей оптимизации процессов в работе органов исполнительной власти».

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Издание готово предоставить площадку для обсуждения поднятой темы всем заинтересованным сторонам

Фото: pixabay