Пока на Ярославовом дворище и в «Витославлицах» проходят многолюдные фестивали, маленькие районные музеи готовят не менее интересные программы для своих гостей. По приглашению офиса туризма «Красная изба» корреспондент «ВНовгороде.ру» познакомился с музеями посёлка Пролетарий и его окрестностей, где очень ждут туристов.

Пролетарский районный Дом культуры и досуга и музейное объединение «Взгляд» разрабатывают множество маршрутов. С их помощью можно побывать в Музее мельницы в деревне Завал, что в 30 километрах от Великого Новгорода, этнографическом музее деревни Наволок, бывшем военном поселении в Новоселицах и посетить экскурсию «Лермонтов на Новгородской земле». Известно, что 1838 году поэт был переведён в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, расквартированный в казармах в Селищах. Для любителей пеших походов разработан маршрут к камню Щеглец, на котором можно найти древние петроглифы. Чтобы добраться до него, нужно пересечь около 12 ручьёв.

В прошлом гости Пролетария могли побывать на экскурсии по корпусам завода, где создавалась известная на весь Союз «синяя посуда». Сейчас корпуса завода постепенно разрушаются, основная часть экспозиции хранится в районной администрации. А узнать о некогда бурном производстве можно в рамках экскурсионной программы «В гостях у фарфоровой чашки» в музее «Фарфоровый перезвон» в Пролетарском районном Доме культуры.

Гранд Фонда Тимченко на этот проект учреждение выиграло в 2015 году, заняв девятое место по Северо-Западу. Как рассказывают сотрудники, за девять месяцев пришлось перестроить «полдома культуры», зато теперь здесь можно проводить экскурсии и мастер-классы по росписи фарфора, литейному производству, гончарному искусству.

Гости музея начинают путешествие в прошлое на ладье, и узнают историю этих мест с 1495 года, когда в переписи было зафиксировано сельцо у Ниши. В 1835 году известный мостостроитель Каземир Рейхель получил здесь земли и возвёл усадьбу, а с ней и ветряную мельницу, давшую название поселению.

1

Его сын, Пётр Рейхель, наладил производство кирпича, а затем перешёл на выпуск фаянса и фарфора. В 1892 году фабрику покупает купец Иван Кузнецов. В 1918 году предприятие было национализировано, а в 1922 году завод и посёлок были переименованы в Пролетарий. Завод «Возрождение» вырос из цеха «Пролетария» по выпуску кобальтовой («синей») продукции и со временем обрёл самостоятельность.

Мы рассказываем об истоках фарфора, который возник в Китае, а к нам пришёл во времена Петра I, об основоположнике производства фарфора в России Дмитрии Виноградове, а затем переходим к истории нашего завода. Гости узнают о работе цехов и на собственном опыте знакомятся с литьём, пробуя сделать икорницу, – говорит сотрудник музея Татьяна Малафеева.

Здесь можно узнать, что фарфор состоит из белой глины, коалина, полевого шпата и кварца. А процесс производства фарфора на предприятии включает в себя более трёх тысяч операций, в ходе которых изделие теряет треть своей массы. Финальный обжиг длится около 32 часов при температуре 1380-1400 градусов по Цельсию. 

Выставка раритетов фарфорового искусства советского периода – сувениров, кофейных и чайных наборов – пока занимает небольшой кабинет. В Доме культуры надеются, что в будущем грантовая поддержка позволит расширить экспозицию.

Заботятся здесь и о сохранении памяти о мастерах. Местный историк Алевтина Яковлева вместе с волонтёрами собрала материал, которого хватило на три книги о династиях фарфористов, потомках мастеров, приехавших сюда ещё с Кузнецовым. Дружит музей и с бывшим художником завода «Возрождение» Иваном Бердниковым, который рад принять экскурсантов в своей мастерской.

С работой живописного и гончарного цехов туристы знакомятся в ходе мастер-классов. Нам показали, как нарисовать на сахарнице колокольчик авторства главного художника завода «Пролетарий» Владимира Яцуна. Это оказалось непросто: есть свои хитрости и в том, как набрать на кисточку краску, и в том, как провести ей по изделию, чтобы получился изящный мазок. Кисти в те времена были самодельные и каждый мастер берёг свою, потому что к новой приходилось привыкать долго.

В следующем цехе нам пришлось как следует помять глину, а затем усесться за гончарный круг. Мастер подсказывает: сначала со всей силы шлёпнуть глиняным комочком о круг, затем отцентровать его – это самое сложное. Постоянно смачивая руки, нужно придать изделию форму, а потом продавить большими пальцами внутреннюю полость. У всех получается что-то своё: пиала, вазочка или горшочек. Сырое изделие мы снимаем с круга с помощью специальной струны и забираем с собой, получив инструкцию, как высушить его в домашних условиях по старинному методу молочения.

Параллельно ребята знакомятся с интерьером деревенской избы.

Соприкоснуться с крестьянским бытом поближе можно в краеведческом музее «Земли Бронницкой». Сюда приглашают на Капустки, варят щи из крошева, пекут пироги и ставят самовар. На посиделках гости учатся работать на ткацком станке, не обходится без игр, хороводов и гаданий. Зовут и на рыбацкую трапезу в деревню Наволок: наловить рыбы, наварить ухи, да не простой, а на тройном бульоне, сети зачинить и рыбник спечь.

Здесь же работает экспозиция, посвящённая истории посёлка и развитию фарфорового производства. Рассказывают тут и о загадке Бронницкой горы, а если гостям станет очень интересно, отвезут их к подножью горы прямо на телеге. Вот уж правда, чего-чего, а изобретательности районным музеям не занимать, и мы предлагаем читателям убедиться в этом лично.

Фото автора