Вот и завершились выборы губернатора в нашей области. Итоги, которые облизбирком называет предварительными, могут не совпасть с окончательными только в деталях. Но уже ясно, что победил Андрей Никитин, не оставивший никаких шансов на протесты своим оппонентам – 70% голосов.

 

Отступать некуда! За нами – Новгород

Конечно, ритуальные заклинания про административный ресурс неизбежны. Однако, на мой взгляд, этот ресурс наработали победителю те, кто изображал на выборах его соперников или, если хотите, конкурентов. Хочется нам того или нет, но все они (Ольга Ефимова, Антон Морозов и в значительно меньшей, практически ничтожной мере – Николай Захаров и Михаил Панов) заранее избрали проигрышную тактику игры вторым номером. Этот спортивный термин означает, что инициатива была намеренно отдана фавориту.

В итоге получилось то, что получилось. Предвыборная программа Андрея Никитина была (надеемся, и останется после выборов) всеобъемлющей. Соперникам приходилось повторять ее положения, что называется, своими словами, делая след в след за Никитиным его пресловутые пять шагов на пути по искоренению главных недостатков в регионе, а именно: «плохие дороги, некачественная медицина, отток молодежи, барьеры для развития предпринимательства». Как видите эта «стратегия пяти шагов, которую мы (Никитин и Ко – Г.Р.) назвали «Диалог. Развитие. Благополучие», насчитывает всего четыре фазы. Но разработчики добавили пятую: повышение качества жизни людей, – хотя этот №5 как следствие вытекает из любого предыдущего «номера». Впрочем, это детали…

Не деталью является рекордно низкая явка на выборы – порядка 28%. Напомню, в 2003 году данный показатель составил 37,1%; в декабре 2004 года прямые выборы губернаторов в России были отменены (их стали назначать по представлению президента России с подачи руководителя президентской администрации, но после «предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации»); в 2012 году выборы вернули и в Новгородской области пришли голосовать 41,5% избирателей. Нынешний результат – очевидный шаг (даже два, если брать статистику 2012 и 2003 гг.) назад.

Но отступать есть куда. Например, на выборы мэра Великого Новгорода в 2013 году пришло менее 25% избирателей. В 200-тысячном городе мэром стал человек (не буду лишний раз трепать фамилию Юрия Ивановича Бобрышева), за которого всенародно проголосовали 17 тысяч горожан!

Наш бывший представитель в Общественной палате РФ Максим Григорьев (сейчас он там – по списку НКО), как участник онлайн-марафона «Ночь выборов 2017», сохраняет принципы быть угодным всем: «Явка соответствует электоральным традициям регионов». А вот полпред президента России в СЗФО Николай Цуканов с такими традициями на «родине российской демократии» незнаком и считает, что явка на выборах губернатора Новгородской области была незначительной. Отдадим должное г-ну Цуканову: он подобрал самый политкорректный эпитет. Прямыми эти выборы мы признать обязаны, всенародными – помилуй Бог!

 

Удивительно живём: удивляться разучились

На мой взгляд, вина за это прежде всего ложится на Андрея Никитина. Не имеющий опыта публичной политики он – уж, вряд ли, мы узнаем, с чьей подачи – пришёл в регион с непонятным набором инструментов улучшения нашей жизни (стратегические сессии, чемпионат рабочих профессий WorldSkills, «Кванториум» – всё оттуда, из кладовых АСИ). Хотя говорил с самого начала очень правильные слова: «Каждый рубль из казны должен идти на развитие региона, на улучшение качества жизни людей, на укрепление социальной сферы… Новгородская область может стать одним из лидеров в Российской Федерации по качеству делового климата, по комфортности ведения бизнеса… Определить приоритеты, которые могут принести ощутимые результаты, мы должны сделать максимально быстро, но при этом, опираясь на мнение всех, кто работает на благо развития региона» и так далее.

Предсказуемо, что новгородцы, раздраженные нараставшим в последние два-три года разрывом между реальностью бытия и официозом социально-экономических показателей, попробуют на зубок любую программу «варяга». Потому что приятно сбросить гору с плеч, и всё на божий суд извлечь. Попробовали – не понравилось.

Но я скажу так: да, я и сам был и остаюсь в числе недоумевающих. Однако, если б даже г-н Никитин сказал что-то другое, обтекаемо неопределённое, реакция была бы аналогичной. Положение его было, извините за плоский каламбур, хуже губернаторского. И сейчас можно сказать, что Андрей Никитин, быстро понял это, отказавшись от публичного противостояния с оппонентами, вообще – от полемики.

Лишь время от времени в федеральных СМИ появлялись его интервью, месседжи в администрацию президента: «Идут активные переговоры с рядом крупных компаний, но пока не готов это комментировать. У нас появятся новые производства. И немало… Мы подали заявку на 250 миллионов рублей на президентские гранты. Деньги пойдут на 26 объектов – это школы, детсады, больницы… 1 250 миллионов рублей предоставлено области на дороги, их ремонт. Дорожное полотно каждый год переделывалось, при этом во время недавнего подтопления смыло те участки, которые латали совсем недавно»…

Я читал почти все интервью Андрея Никитина. В них он предстаёт безусловно умным человеком, с широким диапазоном знаний и с вполне устоявшимися принципами. Иногда, правда, Андрея Сергеевича по-мальчишески заносит: «Мною бесполезно манипулировать!» – как будто манипуляторы предупреждают: «Сядьте поудобнее, мы начинаем». Ещё, по моему мнению, он несколько перебирает с повторами о любви к России. Хотя в стране, где есть такое бюджетное учреждение, как «Роспатриотизм» (Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи, учреждённый Федеральным агентством по делам молодёжи), для чиновника произносить подобные мантры не во вред.

 

Внутренние органы не беспокоят?

Опять же в регионе создан департамент внутренней политики, который отвечает за поддержание «общественно-политической стабильности и прогнозирование развития политических процессов на территории Новгородской области». Это что-то вроде III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое при Николае I занималось надзором за политически неблагонадёжными лицами и сыском. Что там анализируют наши местные бенкендорфы? Всё ли раскрывают по месту?

Кстати, департамента иностранных дел пока нет. Будет ли? В ближайшие дни начнётся самое интересное – формирование правительства. В журналистских кругах уже месяца два лениво обсуждается слух, что в нашем правительстве появятся министры. Дескать, г-н Никитин склоняется к точке зрения, что его заместители (вице-губернаторы) получают слишком маленькие зарплаты.

О себе в сентябрьском интервью ТАСС он сказал, что получал как врио «чуть более 100 тысяч рублей». То есть – на уровне руководителя департамента, потому что рядовой вице-губернатор Верходанов, например, заработал в 2016 году 2 миллиона 650 тысяч рублей (чуть более 200 тысяч в месяц). Но! Не рядовой, а первый вице-губернатор Минина – 2,3 миллиона (чуть менее 200 тысяч в месяц). А экс-губернатор Митин – почти 2,7 миллиона. Странные метаморфозы имеют место в табели на зарплату областного правительства.

Мне кажется, Андрей Никитин займётся фрезерованием этого слоя без промедления. А там и устройство нового верхнего слоя не за горами!

Фото: pixabay